Уведомления
Настройки
84 2
Древо Иессеево. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. До 1350 года. Фрагмент. Крещение Господне.

Древо Иессеево (Корень Иессеев, Лоза Иессеева) - иконографическая композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа; сложилась в IX веке и получила широкое распространение в христианском искусстве.


Литературной основой изображения являются тексты Ветхого и Нового Заветов и гимнография. Иессей - отец царя Давида. В Евангелиях о прав. Иосифе сказано: "...из дома Давидова" (Лк 1, 27), Ангел обращается к нему: "Иосиф, сын Давидов" (Мф 1, 20). В Апокалипсисе Иисус назван "корень и потомок Давида" (Откр 22, 16), пророчество Исаии приводит Апостол Павел: "...будет корень Иессеев" (Рим 15, 12). В Новом Завете исполняются пророчества Исаии (Ис 7, 14; Ис 11, 1; Ис 53) и Валаама (Чис 24, 17). Евангелист Матфей (Мф 1, 1) приводит родословие Иисуса Христа, "Сына Давидова". Раннехристианские писатели, начиная с Оригена и Тертуллиана, называют род Давидов "Корень Иессеев", Деву Марию - "Лоза из Корня", а Ее Сына - "Цветок Лозы". Согласно свт. Кириллу Александрийскому, Лоза Иессеева является знаком Царства Христа.


По мнению ряда исследователей, иконография "Древа Иессеева" сложилась в западноевропейском искусстве. В. Н. Лазарев и др. считают, что тема получила развитие параллельно в искусстве Запада и Востока. Первые примеры изображения родословия Христа известны по памятникам западноевропейского искусства, напр. по изображениям в лицевых Евангелиях как иллюстрация текста Мф 1, 1-16 и в иллюстрированных комментариях на Апокалипсис Беата Лиебанского (X в.). В соответствии с различными текстами существуют многочисленные варианты композиции. Развитие шло по пути постепенного увеличения числа персонажей, включения в композицию сцен, связанных с пророчествами о воплощении Христа и Его искупительной жертве. В соотнесении персонажей и сюжетов раскрывается тема искупления греха первозданного Адама Вторым Адамом - Христом, в соответствии с ветхозаветными пророчествами Исаии и песнопениями служб, главным образом Рождества Христова. Древо, лоза соотносятся с райским древом и крестным древом, о чем говорил еще свт. Кирилл Александрийский.


В восточнохристианском искусстве изображения "Древа Иессеева" известны с XII века. В византийском искусстве существует два варианта иконографии. В основе одного лежит родословие Христа по Евангелию от Матфея (напр., фрески в нартексе церкви Апостолов Петра и Павла в Тырнове, кон. XV в., фрески испосницы Петра Коришского в Сербии (до 1343)). В другом варианте иконографии помимо изображений предков Христа представлены изображения пророков с развернутыми свитками пророчеств и отдельные сцены из Ветхого и Нового Заветов, соответствующие темам воплощения, рождения и искупительной жертвы Христа. В композицию могут быть также включены античные философы, поэты и сивиллы со свитками, содержащими пророчества о событиях Нового Завета.


Согласно описанию несохранившихся мозаик 1169 года в базилике Рождества Христова в Вифлееме, композиция "Древа Иессеева" состояла из изображений пророков, среди которых была помещена и сивилла, и предков Христа в медальонах. Руй Гонсалес де Клавихо (XV в.) в описании путешествия ко двору Тимура упоминает об изображении "Древа Иессеева" в портике монастыря Богородицы Перивлепты в Константинополе (XI в.).


В XIII-XIV веках "Древо Иессеево" становится широко распространенной темой в росписях византийских храмов. Композиция обычно помещается на наружных стенах (башня монастыря в Студенице, Сербия, XIII в.) или в нартексе, где, как правило, располагаются циклы прообразовательного характера, «Страшный Суд», «Вселенские Соборы», а также портреты царей, ктиторов и местных святителей. В этом контексте "Древо Иессеево" отражает связь Ветхого и Нового Заветов, раскрывает в образах темы воплощения и спасительной жертвы Христа. В начале XIV века в искусстве Сербии по образцу "Древа Иессева" была создана композиция "Лоза Неманичей", представляющая родословие сербских государей (церковь Успения Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320).


Наиболее пространная и сложная по составу композиция "Древа Иессеева" представлена в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Высокие Дечаны. Над лежащим Иессеем в «стволе», образованном стеблями, выходящими из цветков, представлены 11 фигур в рост. По сторонам от «ствола» в завитках боковых побегов помещены сцены из Ветхого и Нового Заветов и отдельные фигуры, а в цветках на концах побегов - полуфигуры святых. Над Иессеем изображен праотец Иаков на престоле, держащий в руке миндалевидный медальон с фигуркой Младенца Христа. Надпись: «И истече звезда от Иакова», выше - 8 фигур царей, Богоматерь на престоле из сцены «Благовещение» и Спас на престоле, по сторонам Которого в медальонах - завитках лозы, вероятно, Апостолы Петр и Павел (надписей нет). По сторонам расположены ветхозаветные (Явление Ангела Валааму, Помазание Давида, Прор. Иона в Ниневии, Вознесение прор. Илии, Гибель Содома и Гоморры, Руно Гедеоново, Явление Ангела Исаии и др.) и евангельские (Рождество Христово, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Распятие и Сошествие во ад) сцены. Композиционное построение, взаимосвязь вертикальных и горизонтальных рядов фигур и сюжетных сцен демонстрируют многоплановое сопоставление тем Ветхого и Нового Заветов, близкое к поэтике литургических песнопений, в которых раскрывается домостроительство Спасения. Богородица и Христос, венчающие центральный ряд фигур, прославляются как Царица Небесная и Небесный Царь.


К XIII веку в монументальном искусстве сложилась композиция "Древа Иессеева", являющаяся протографом последующих и известная на примере резьбы фасада собора в Орвието (1310-1320). Архетип композиции включал 9 фигур по центру - 7 царей, Богоматери и Христа, 32 изображения предков Христа, 24 пророка, 12 античных философов, а также 12 сцен из пророчеств. Однако в византийском искусстве подобный развернутый извод появился только в XVI веке (фрески Афона, Румынии). Пример росписи Дечан показывает, что в XIV веке эта тема развивалась в византийском искусстве в разнообразных формах.


Наиболее обширные и стабильные по составу композиции известны в росписях XVI в. на Афоне (трапезная Лавры св. Афанасия, 1536; Дохиарский монастырь, 1568) и в наружных росписях церквей на территории Румынии (церковь св. Марии монастыря в Хуморе, 1535; вмч. Георгия в Сучаве, ок. 1532-1534; Благовещения в Молдовице, 1537; вмч. Георгия в с. Воронец, 1547; церковь Вознесения монастыря Сучевица, ок. 1600). Композиции делятся на семь ярусов. Над лежащим Иессеем изображаются ветхозаветные цари, начиная с Давида, по сторонам - пророки и праотцы, в т. ч. 12 сыновей Иакова, ветхозаветные прообразовательные сцены: «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеоново», «Помазание царя Давида», «Лествица Иакова» и др.- и новозаветные: «Рождество Христово», «Сретение», «Распятие», «Вознесение», представленные в сокращенных изводах. Помимо библейских и евангельских сцен в композицию включены иллюстрация к 84-му псалму «Правда с небес прииде», «Проклятие Иерусалима», «Благословение Вифлеема», пророчество сивиллы Южской, а также изображения античных философов.


В русском искусстве "Древо Иессеево" впервые появилось в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, созданной Феофаном Греком в 1405 г. (не сохр.). Ныне существующая роспись на эту тему середины XVI в. представляет обширный цикл, расположенный на сводах северной и западной галерей, в котором помимо 14 ветхозаветных царей, пророков, античных мудрецов представлены 12 Апостолов и Апостолы из числа 70. Таким образом, "Древо Иессеево" дополнено композицией «Христос-лоза», называемой также «Собор Апостолов» или «Союзом любви связуемые Апостолы». Композиция в Благовещенском соборе близка к композиции росписей храмов Афона и Румынии. Изображения на стенах галерей князей из московского дома подчеркивают тему богоизбранности московских государей. В XVII в. эта тема получила развитие в росписи галерей Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, где в побегах лозы изображены русские князья.


В XVII-XVIII веках композиция получила распространение в румынской миниатюре, в лицевых свитках, именуемых «Родословие Богородицы». По сведениям А. А. Турилова, один такой свиток 2-й четв. (30-х гг.?) XVIII века хранится в библиотеке Пантелеимонова монастыря на Афоне (текст на румынском языке кириллицей).


В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (XVIII век) "Древо Иессеево" рекомендуется изображать так:


"Праведный Иессей спит. Из-под плеча его выходят три ствола с ветвями, из них два малые обвились около него, а третий, великий, растет вверх, и на нем в ветвистых кругах видны еврейские цари от Давида до Христа: первый Давид с арфой, выше его Соломон с книгой закрытой, выше Соломона прочие цари по порядку, с скипетрами в руках, а на вершине ветвистого ствола - Рождество Христово, и по обе стороны его, в ветвях, пророки с пророчествами взирают и указывают на Христа".

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно