Уведомления
Настройки
69 1
Явление Божией Матери Святым грекам, строителям Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Икона XIX века.

Двенадцать греков (вторая половина XI - начало XII в.), неизвестные по именам участники строительства и росписи соборной Успенской церкви Киево-Печерской лавры, преподобные, Киево-Печерские, в Ближних пещерах.
Память 14 февраля и в Соборах преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, всех преподобных отцов Киево-Печерских, Киевских святых и всех святых, в Малой России просиявших.


О четырех церковных мастерах (архитекторах) из Константинополя, пришедших в Киево-Печерский монастырь для строительства собора, рассказывается в Сказании о создании и украшении Великой печерской церкви, входящем в Киево-Печерский патерик и написанном Владимирским епископом Симоном в 1222-1226 годах на основании монастырского предания.


Согласно Сказанию о создании и украшении Великой печерской церкви, греческие мастера пришли в Киев по велению Богоматери, явившейся им во Влахернском храме в Константинополе. Они принесли с собой врученные им Пресвятой Девой золото, "наместную" Богородичную икону и мощи св. мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора. По Сказанию, греки были приняты преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Это могло произойти не позже 1073 года, когда скончался преподобный Антоний, и не раньше марта-апреля этого года, когда преподобный после четырехлетнего отсутствия вернулся в Печерский монастырь в результате вокняжения в Киеве Святослава Ярославича.


Успенская церковь была построена, как можно думать, на средства Святослава (по свидетельству святителя Симона, это были 100 гривен золота) и на дарованной князем земле. Храм возводила киевская строительная артель под руководством архитекторов-греков, причем "в ту пору деятельность руководителя строительства еще не полностью отделилась от непосредственного выполнения строительных работ, т. е. зодчий был в то же время и главным каменщиком". Строительство было завершено 11 июля 1075 года, при игумене Стефане.
При игумене Никоне (1078-1088) в Печерский монастырь прибыли греческие мастера-иконописцы, которые привезли "мусию", т. е. смальту для мозаик, пошедшую, согласно Сказанию, на украшение алтаря собора (согласно современным археологическим исследованиям, смальта изготавливалась и на территории монастыря). По патериковому рассказу, иконописцы были наняты неизвестными им преподобными Антонием и Феодосием (к тому времени уже почившими). Приплыв по Днепру к Каневу, греки увидели на высоте Печерский храм. Рассердившись на то, что храм больше, чем они предполагали, иконописцы решили вернуться на родину. Однако этому воспрепятствовала разразившаяся на реке буря, после которой их ладья оказалась выше по течению, у Треполя. Предприняв еще одну попытку уклониться от работы в Печерском монастыре, они пытались грести на юг, но ладья чудесным образом двигалась вверх, против течения, и через некоторое время причалила под обителью. Здесь им явилась "наместная" икона Божией Матери и раздался голос Пресвятой Богородицы, предрекшей, что иконописцы не покинут больше монастырь, примут здесь постриг и скончаются. И действительно, греки стали иноками Печерского монастыря, "и тако обои живот свой скончаша в Печерском монастыри, мастери же и писци, в мнишеском житии".


Первоначально греческие мастера были погребены в Успенском соборе, освященном в 1089 году ("суть положени в своем притворе, суть же и ныне свиты их на полатах и книгы их греческыя блюдомы в память таковаго чюдеси"). Свиты (вид верхней одежды) и греческие книги мастеров долгое время сохранялись на хорах Успенского собора, об этих реликвиях упоминает митрополит Сильвестр (Коссов) в изданном им в 1635 году Патерике.


Ныне мощи двенадцати греческих мастеров, лежащие под одним покровом, почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Туда они были перенесены не позднее первой трети XVII века, как о том свидетельствует упоминание нетленных останков строителей Печерской церкви в описании Ближних пещер в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (1638). Возможно, перенос мощей состоялся в связи с ремонтом Успенского собора после землетрясения 1230 года.
Празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, установлено в 1684-1690 годах, при архимандрите Варлааме (Ясинском). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 годов, согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Празднование дня памяти двенадцати грекам установлено во второй половине XIX века, память под 14 февраля выбрана, вероятно, потому, что на этот день приходится празднование преподобному Исаакию Затворнику, мощи которого почивают рядом.


Тропарь, глас 3


Преблаже́ннии и богоно́снии отцы́ на́ши, / двоенадеся́тице честна́я, / устрое́нию вели́кия це́ркве Ки́ево-Пече́рския послужи́вшии / и равноа́нгельным житие́м Бо́гу угоди́вшии / и Того́ ра́ди дерзнове́ние ве́лие у Него́ стяжа́вшии, / мо́лим ва́с приле́жно, // испроси́те душа́м на́шим очище́ние и ве́лию и бога́тую ми́лость.


Кондак, глас 4


Бога́тство благода́ти и сыноположе́ния стяжа́вше / мно́гими по́двиги и доброде́тельми, / и́хже ра́ди Христо́с всели́ ду́ши ва́ша в Небе́сная селе́ния Своя́, / дарова́в благода́ть нетле́ния и чуде́с моще́м ва́шим. / Сего́ ра́ди вопие́м ва́м: / ра́дуйтеся, двоенадеся́тице честна́я / вели́кия це́ркве Пече́рския зда́телие // и лико́в и́ноческих похвало́ и утвержде́ние.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно