Уведомления
Настройки
193 2
Чудотворная икона Божией Матери "Махериотисса" ("Махерская", "Ножевная"). Монастырь Махерас на Кипре.

Образ — один из семидесяти, написанных святым Апостолом и Евангелистом Лукой. Во времена жестоких преследований иконоборцев, неизвестный подвижник перенес икону Богородицы из Царицы городов - Константинополя - через Малую Азию на Кипр. Здесь, перед самой кончиной, он спрятал ее в пещере высокой труднодоступной горы, названной впоследствии Ножевной. Со временем пещера заросла кустарником, — его колючие ветви хранили икону долгие годы.


Пролетели столетия. В XII веке один палестинский отшельник именем Неофит из-за набегов сарацинов перебрался на Кипр. Он поселился в монастыре святого Иоанна Златоуста в Куцовенди, расположенного в горах Пентадактилос. Оттуда преподобные Неофит и его послушник Игнатий каждый день наблюдали потоки чудесного света в Ножевных горах, и однажды отправились в путь, чтобы узнать причину дивного явления. Подойдя ближе, святые увидели, что свет льется из пещеры, вход в которую зарос колючим кустарником. Невдалеке они нашли нож и услышали глас Богородицы, повелевавший расчистить пещеру. Так, освобождая путь, отсекая и вырубая колючие ветви, подвижники обрели икону. Впоследствии она получила название Махериотисса (от греческого слова "махери" - "нож"). Найденный образ с радостью был перенесен преподобными в новое место молитвенных подвигов, — так был основан скит в Ножевной горе.


После смерти преподобного Неофита к святому Игнатию присоединился новый брат, Прокопий. Вместе они решили основать монастырь с общежительным уставом. Для этого они отправились в Константинополь к императору Мануилу Комнину и свое намерение представили ему. Император взял доброе начинание под свое покровительство, пожертвовав на новое дело немалые средства. Золотая булла гласила, что монастырь получает статус царского и особое покровительство Византийских императоров. Другим указом монастырю была дарована ставропигия.


Преподобные возвратились на Кипр. В лесах Ножевной горы они поставили храм во имя Пресвятой Богородицы и несколько келий. По смерти святого Прокопия св. Игнатий остался с пятью-шестью монахами, а позже в монастырь поступил прп. Нил, будущий игумен и летописец обители.


Жестокие засухи поразили в то время Кипр, крестьяне бедствовали, трудно приходилось и монастырю. Преподобный Нил отправился в Киликию за помощью и запасами, а по возвращении св. Игнатий возложил на него бремя управления братством. Новый игумен в первую очередь озаботился подтверждением императорских привилегий, и вскоре обитель окрепла и процвела.
В «Житийных правилах», написанных святым Нилом в 1201 году, говорится о многочисленной братии, проходивших послушания кузнецов, виноградарей, строителей, пастухов, казначеев, гостиничных, ризничих, келейников, вратарей и многих иных. Жизнь они проводили в строгости.


На иконах четверо основателей обители изображаются так: святой Неофит — с иконой Пресвятой Богородицы, которую он обрел, святые Игнатий и Прокопий держат в руках основанный ими храм, а святой Нил — хартию с написанным им уставом.


Пресвятая Богородица через Свой образ подавала множество чудес и исцелений. Престольный праздник обитель отмечала в день Введения, а 13-го декабря совершали торжество в честь преподобных основателей монастыря — Неофита, Игнатия и Прокопия.


Святой Нил позже был поставлен на свещник епископства в древнем Тамассосе, а преемником на игуменстве остался Иоаким. Предполагают, что между 1214 и 1221 годами св. Нил мог быть архиепископом Кипрским.


Владычество франкской династии Лузиньянов с 1192 по 1489 годы принесло острову множество бед. Новосозданная католическая церковь Кипра всеми силами стремилась духовно поработить народ, по обыкновению, не стесняясь в средствах, а главнейшим своим врагом справедливо считала православные монастыри и духовенство.


В середине двадцатых годов XIII века из монастыря Кало Орос в Малой Азии прибыли отцы Иоанн и Конон с помощником Матфеем (в монашестве Марк), чтобы духовно поддержать притесняемых православных. Они поселились в монастыре Ножевной горы Махера, к ним присоединился и киприот Феодор (в монашестве Феоктист). Позднее все четверо перешли на жительство севернее, в Кантарасский монастырь. Туда же однажды отправились посетить их и два махерасских брата: Геннадий и Герасим.


Все братство Кантарасского монастыря, включая двух пришедших из Махераса, арестовали за твердость в Православии и бросили в никосийскую тюрьму. Три года продолжались издевательства и пытки. Но не сломился дух исповедников: они мужественно отстаивали чистоту своей веры и обличали вероотступников и латинскую ересь.


Наконец, в 1231 году, католики замучали всех, привязав святых к лошадям, протащив по острым камням русла реки Педиэас, а затем сожгли на костре.


Вот имена тринадцати преподобномучеников Кантарасских: Иоанн, Конон, Иеремия, Марк, Кирилл, Феоктист, Варнава, Максим, Феогност, Иосиф, Герман, Геннадий Махерасский, Герасим Махерасский.


Их бесстрашие и мужество в исповедании истинной веры воодушевило весь Кипрский народ, который до сих пор торжественно чтит память преподобномучеников в день страдальческой их кончины, 19 мая. Берега реки Пэдиэас украшает часовня в их честь.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно