Уведомления
Настройки
21 1
 Тахир Бобров - автор и исполнитель цыганских песен в  кинофильме "Табор уходит в небо".

Цыганский романсеро проводил табор в небо.


текст: olenalex.


 
Тахир Бобров - автор и исполнитель цыганских песен в известном кинофильме "Табор уходит в небо".


Тахир талантливый человек, и это сказывается во всем: в манере держаться, в открытости характера, в каком-то особом душевном настрое. С Тахиром просто приятно общаться.
 
Тахир Бобров живет в небольшом цыганском поселке Усть-Койсуг в нескольких километрах от Ростова. У него просторный дом с широкими комнатами, семья, в которой вместе с детьми и внуками насчитывается одиннадцать душ. Когда по телевидению начинается фильм "Табор уходит в небо", улицы поселка вымирают. Все цыгане знают, что в этой картине поет их сосед, Тахир Бобров.
 
Старинная гитара, на которой исполнялись песни в знаменитом кинофильме, хранится на почетном месте в доме Тахира Владимировича Боброва. Гитара очень необычной формы, ей не меньше 150 лет. Она передается из поколения в поколение. В свое время она была красиво инкрустирована и украшена бриллиантом (от которого остался только след на гитарной деке).
Тахир Бобров происходит из старинной цыганской семьи ловарей, династии артистов на протяжении не менее двух веков. В известном московском ресторане «У яра», говорит Тахир Бобров, сегодня висят старинные фотографии, на одной из которой изображена его прабабушка Екатерина Цырон, в прошлом артистка хора Соколовского, который выступал в этом ресторане.
Под гитару пели прадед и прапрадед, отец и дед Тахира. «Я родился прямо на сцене, и колыбелью моей был футляр от музыкального инструмента», - улыбается цыганский романсеро.
 
Он закончил музыкальное училище, где его обучали игре на скрипке и фортепиано. Но как-то сама собой к рукам пристала шестиструнная гитара (старинная, родовая - семиструнка). Играть на гитаре Тахира никто не учил: это искусство перешло к нему с молоком матери.
Вместе со своей семьей Тахир колесил по всей стране, давая концерты в разных городах. В отличие от других цыганских исполнителей, Тахир предпочитал петь не традиционные романсы, а сочинял свою музыку и песни, делал аранжировки. Первым среди цыганских артистов стал применять на концертах профессиональную аппаратуру. Весть о молодом певце и музыканте распространилась среди цыган по всему Советскому Союзу.
 
- Когда Эмиль Лотяну приступал к съемкам "Табора", его помощники стали подбирать группу для фильма. Наши московские родственники сказали, что в Ростове живет цыган, который сочиняет музыку. Я прибыл в Москву, встретился с Эмилем Лотяну. Мы сделали пробные записи, и я поехал продолжать гастроли. Прошло два месяца, я думал что обо мне уже забыли, и тут вдруг приходит телеграмма, чтобы я срочно прилетал в Москву: начинаются съемки.


Режиссер собрал большую группу самых разных цыган: около 150 человек, из разных уголков страны. Там были маститые артисты из театра "Ромэн", такие как Коля и Рада Валшениновы, Николай Жемчужный, Николай Эрденко. "Когда я узнал, что буду командовать такими титулованными людьми, у меня был шок, - вспоминает Тахир Бобров. - Мне был всего 21 год и никто из них меня поначалу серьезно не воспринимал. Но Лотяну поставил жестко: те, кто со мной не сработается, покинут съемки. Через два-три дня мэтры смотрели на меня с уважением".
 
Музыку к кинофильму писал уже известный в то время композитор Евгений Дога. А большинство песен, что в фильме звучат по-цыгански - работа Тахира Боброва.
Его лучшей работой безусловно является песня, которая звучит сразу после той сцены, где Лойко Зобар бежал с виселицы. Выручил Лойко его верный друг Бубуля, приведший ему коня. Бубуля был застрелен во время бегства, и Лойко Зобар берет стилет в скованные руки и начинает рыть могилу в степи. Песня звучит пронзительно, беря за душу любого, хотя исполняется по-цыгански.


- Эта песня родилась у меня в голове еще до начала съемок, - рассказывает Тахир Бобров. - Когда мы с Эмилем Лотяну подбирали музыкальное сопровождение для сцены похорон Бубули, он вспомнил, как я спел ее на первом прослушивании. Я сделал только два дубля, и выбрали первый вариант. Когда я слушал в студии, у самого мороз продирал по коже: такой мощный заряд энергетики вложен в нее. Думал: "Неужели это пою я?"


Песня называется "Мэрав далы" ("Умираю мама"). Она написана на ловарском диалекте, который понимают все цыгане. Если переводить ее дословно, она звучит так: "Я умираю, мама, сам не знаю от чего. Наверное, я просто устал жить"…


- На премьеру фильма в московском Доме кино я приехать не смог, потому что находился на гастролях во Владивостоке, - говорит Тахир Бобров. - Вскоре наша труппа прибыла в Краснодар, и фильм уже шел там. Все наши пошли в кинотеатр, кроме меня: я почему-то не смог. Когда вернулись, сразу накрыли столы, всем налили водки. Поднимали за меня тосты и говорили: "Ну, Тахир, ты и спел!"
Еще одну песню, ставшую популярной, исполнял в фильме табор цыган, входивший в город. Цыганка Рада (Светлана Тома) шла, куря трубку, а песня запоминается по веселому припеву "Хоп-хоп-хоп!".
 
- Пела группа ужгородских цыган, - говорит Тахир Бобров. - А сама песня не имеет большого смысла: "Зайду я в сад, сорву яблоко, половину съем сама, половину дам тебе".


Во время съемок Тахир Бобров познакомился со всеми членами творческого коллектива. Ближе всех сошелся с Эмилем Лотяну. "Мы были с ним на "ты", несмотря на разницу в возрасте, - вспоминает Бобров. - Он так и сказал: считай меня своим дядей". Светлана Тома (исполнявшая роль цыганки Рады) тоже пришлась мне по душе: хрупкая, артистичная женщина, поет и сочиняет музыку. Михай Волонтир, сам по национальности молдавский цыган, мягок, приветлив. Мы встречались с ним после съемок в Кишиневе. А вот Григорий Григориу (Лойко Зобар) и в жизни такой как в фильме: резкий, крутой. Впрочем, с ним я общался мало.
 
У Тахира Боброва вышла стычка с композитором Евгением Догой. Вот как он сам вспоминает об этом:
- В характере у Доги было много молдавского, националистического, и это выражалось в музыке. Он говорил: вы цыгане, можете только "гуца-гуца" делать на гитаре, а гармонии никакой у вас нет. Я высказал ему, что фильм "Лаутары", к которому Дога писал музыку, молдавский фильм, а в "Таборе" мелодии должны звучать по-цыгански. Он вспылил: "Ты кто такой, мальчишка, чтобы меня учить?!"
За меня заступился Лотяну. Они заперлись с Догой у него в кабинете, разговаривали по-молдавски на повышенных тонах, после чего Дога вышел, в сердцах хлопнув дверью. Несколько дней мы с ним не разговаривали, а потом он пришел мириться, прихватив две бутылки коньяку. Я сел за рояль, Дога внимательно слушал, потом обнял и попросил прощения. "Пойми, - сказал он, - молдавская музыка постоянно звучит у меня в ушах". В итоге Евгений Дога создал прекрасную музыкальную тему в фильме.
 
Больших денег за фильм Тахир Бобров не заработал: платили по 25 рублей за съемочный день. Лотяну приглашал его и дальше работать совместно, но Бобров предпочел гастролировать со своей группой "Ловари": это было более прибыльным занятием. С Лотяну осталась работать артистическая семья Бузылевых: они снялись в следующем фильме "Мой ласковый и нежный зверь".


- Эмиль Лотяну интересовался обычаями цыган: как гадают, какие отношения между мужчиной и женщиной. Поэтому все цыгане с удовольствием смотрят фильм. В нем все соблюдено верно, за исключением одной сцены. Помните, когда Рада и Лойко падают в речку, и она раздевается по пояс? Это первый и единственный секс-символ в цыганском искусстве: настоящая цыганка ни за что не обнажилась бы целиком! Она бы оставила на теле легкую сорочку. Сцена в фильме хоть и противоречит цыганским обычаям, но смотрится красиво.
 
- Немного обидно было за то, что в титрах фильма крупными буквами обозначено: музыка - Евгений Дога. А дальше, мелким шрифтом: поет Тахир Бобров, - говорит цыганский романсеро. - Я сказал об этом как-то Эмилю Лотяну, и он ответил: не обижайся, Тахир, у тебя еще все впереди.
 
Когда я покидал гостеприимный дом Тахира Боброва, он взял в руки старинную гитару, доставшуюся от предков, стал перебирать струны, а затем запел с улыбкой что-то по цыгански. Я спросил, о чем она. «Ты красивый, стоишь передо мной, а рядом сад цветет зеленый», - перевел Тахир Бобров. И добавил: «Это новая песня, я ее только что сочинил. Вот так у цыган: берешь гитару в руки, и тут же рождается песня».



Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно