Уведомления
Настройки
66 1
Собор всех Преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших. Икона. Греция, 1810 год.

Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших -  празднование Русской Православной Церкви.
Празднуется во 2-ю неделю (воскресный день) по Пятидесятнице (после Дня Святой Троицы).


В языческой древности Афонскую гору знали как Аполлониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который назывался Афос по-гречески (по-русски - Афон).


Церковное предание повествует, что Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю (Грузию), но получила известие от Ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с Апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял Божию Матерь и слушал Ее проповеди, затем уверовал и крестился. Многие чудеса совершила там Божия Матерь, прежде чем отплыть на Кипр. Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольских мужей и сказала: “Cиe место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего”. Потом, благословив народ, присовокупила: “Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду Заступница места сего и теплая о нем Ходатаица пред Богом”.


С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима, преследовавшего христиан до 313 года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Святой Горе было довольно развито. Появились монастыри, расцвело иночество.


Существует предание, что в 422 г. было посещение Афона дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С того времени отцы Афона положили закон, запрещающий доступ на Святую Гору лицам женского пола, что позже закрепилось и царскими указами.
В VII веке завоевание Египта, Палестины и Сирии арабами-мусульманами вынудило христиан-клириков и иноков этих стран покинуть эти земли. Многие из них, согласно постановлению VI Вселенского собора, определились в монастыри Византии, в том числе и на Афоне.


Первые свидетельства о поселении на Афоне монахов относятся к VII-VIII векам.
В 971 году византийский император Иоанн Цимисхий подтвердил за афонскими монахами право владения полуостровом. Полное самоуправление "на вечные времена" было отражено в императорской дарственной и первом Уставе Святой горы. Численность их тогда увеличивается; появляется и православное славянское иночество: русское, сербское, болгарское.


Во времена Крестовых походов, периода упадка царской власти (1204-1261 гг.) Афон терпит гонения и разорения со стороны римского папства, а также насильственное насаждение церковной унии с Римом.


XIV столетие - время восстановительных работ разрушенных латинянами обителей. В этом помогают благочестивые императоры Андроник II и Андроник III Палеологи, много благотворит сербский царь Стефан Душан.


С 1453 года, после падения Византии, наступает период турецкого владычества, но Святая Гора сохранила за собой свободу православной веры и строй самоуправления при обязанности платить подушную подать. С того времени Россия материально помогает обителям Святой Горы.


В XVI веке с воцарением на престол османов Селима II начался тяжелый период с лишением всех имений монастырей; положение усугубляли последующие восстания в 1770 г. и в 1821 г.


Только в 1830 году Греция обрела независимость. Для Афона наступил мирный период.
Афонская монашеская "республика" юрисдикционно принадлежит Константинопольскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинополя и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. В отличие от всей Греции на Афоне для Богослужений используется старый юлианский стиль календаря. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ.
Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства.


В т.н. "столице" Афона, городке Карее, располагается Протат, где осуществляется верховное самоуправление и суд. Афон является как бы монашеской республикой, причем в каждом монастыре свой устав. Протат составляет Кинот и выборный из Кинота совет - Эпистасия. Кинот составляют антипросопы - доверенные лица, по одному из всех 20-ти монастырей Святой Горы, которые каждый год избираются своими монастырями. Имеющая распорядительную и исполнительную власть, владеющая делопроизводством Эпистасия выбирается ежегодно (первого июня) и поочередно из всех монастырей по одному представителю из каждых пяти монастырей (монастыри разделены на четыре пятерицы). Первое лицо из четырех эпистатов - прото-эпистат. Прото-эпистатом могут быть лица только из пяти главенствующих монастырей обыкновенно по очереди: Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландар и Дионисиат.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно