Образ благословляющего Христа, изображенного в рост, с раскрытым Евангелием в левой руке, с припадающими к Его ногам Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским получил в русской традиции название «Спаса Смоленского».
Источником иконографии считается известный в византийском искусстве образ стоящего благословляющего Христа с закрытым Евангелием, получивший наименование «Христа Халкитиса» — по несохранившейся мозаике, украшавшей главные ворота константинопольского императорского дворца Халки. Это был весьма распространенный тип изображения Спасителя, но в русском искусстве самостоятельные иконы Спасителя, представленного в рост, нечасты и, как правило, сопровождаются образами припадающих в молении святых.
Вероятно, первая икона или фреска Спаса с припадающими святыми и Ангелами с орудиями страстей была помещена над Фроловскими воротами Московского Кремля, впоследствии получившими название Спасских, в память о взятии Смоленска 1 августа 1514 г. Этот образ, видимо, ассоциировался с праздниками Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Креста Господня, на день которых (1 августа) и пришлось взятие Смоленска.
Очевидно, что образ не мог включать преподобных Сергия и Варлаама, так как чудо, послужившее основанием для помещения этих святых в композицию, произошло позднее — в 1521 г., когда к Москве неожиданно подошли объединенные крымско-казанские отряды под предводительством хана Махмет-Гирея. Великий князь Василий III Иоаннович укрылся в Волоколамске, ожидая подкрепления. В это страшное время, согласно «Повести о нашествии Махмет-Гирея», слепая старица Вознесенского монастыря видела, как уходят из Кремля повелением Господа и Его Пречистой Матери, разгневанных за грехи на жителей Москвы, русские святители, взяв с собой чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Покровителей города умолили вернуться преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Благодаря заступничеству святых Махмет-Гирей покинул Москву без боя.
Видимо, вскоре образ на Фроловских воротах был видоизменен: на нем были написаны припадающие к ногам Спасителя святые Сергий и Варлаам. Этот образ стал одной из самых чтимых московских святынь, а Флоровские ворота в 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича переименовали в Спасские, соответственно, и сама башня получила новое название. Едва ли не самое раннее описание этой надвратной иконы есть в сочинении Павла Алеппского о путешествии патриарха Антиохийского Макария в Россию в середине XVII в. После 1917 г. образ на Спасской башне был замурован. В 2010 г. при реставрации Спасских ворот стенопись с изображением Спаса Смоленского, которая считалась утраченной, была раскрыта и реставрирована.
Древнейший, датируемый серединой — третьей четвертью XVI в. образ Спаса Смоленского с этими преподобными находится в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. В кремлевском произведении сделан акцент на Искупительной Жертве Спасителя, отсюда изображение ангелов с орудиями Страстей Господних; этот же смысловой оттенок несут текст на Евангелии и указующий жест Христа.
С конца XVI в. сюжет получает широкое распространение, но часто используется с существенными изменениями: на Евангелии помещаются разные тексты, состав припадающих и их позы варьируются, благословение Спасителя может быть обращено к молящимся подвижникам. Образы Спаса Смоленского, близкие иконе из Благовещенского собора, нередко размещались в местных рядах иконостасов и в них включались местночтимые святые, что особенно характерно для середины XVII в. Так, для местного ряда Успенской Богородицкой церкви Владимира была написана икона Спаса с благоверными князьями Александром Невским и Георгием Владимирским. В описи начала XVIII в. эта икона названа «образ Всемилостивого Спаса».
Войдите или