Братья по плоти, святые Нектарий и Феофан[1] родились в конце XV века. Они происходили из знатного рода Апсарадов города Янины и получили превосходное образование. Нектарий и Феофан отреклись от иллюзий и ложной славы этого мира и стали монахами под водительством святого старца по имени Савва (память 3 февраля) на одном из островов Янинского озера. Наставник обучил их основам подвижничества, и всю дальнейшую жизнь они, не щадя плоти, не отступали от строгой жизни: никогда не употребляли масла, часто принимали пищу только через день, а Феофан до конца дней носил на теле тяжелые вериги. Через некоторое время они удостоились рукоположения в священнический сан.
Спустя десять лет старец отошел ко Господу. Братья почувствовали себя осиротевшими и отправились на Святую Гору Афон. Там они пришли в славившийся строгостью монастырь Дионисиат, чтобы побеседовать со святым патриархом Нифонтом (память 11/24 августа). Тот посоветовал Нектарию и Феофану возвратиться в их уединение и жить согласно заветам старца. Однако по возвращении они узнали, что светские ктиторы монастыря потребовали плату за права на собственность. Желая сохранить духовный покой и избежать сутяжничества, братья предпочли отказаться от своих справедливых прав и отправились в глубину острова создавать новый монастырь.
Они построили две церкви: одну – посвященную Предтече Господнему, а другую – святому Николаю (1507). Вблизи последней обосновались три их сестры, а также другие родственники, чтобы вести ангелоподобную жизнь. Но и там, по наущению врага рода человеческого и падшего ангела – ненавистника иноков, местные церковные и светские власти постоянно беспокоили подвижников, хотя братья получили от патриарха все права на создание в этой местности независимого монастыря. Вспомнив совет святого Нифонта, который сказал им как-то: «Если возникает препятствие, не сопротивляйтесь, а бегите с этого места и найдите другое, где могли бы жить в покое», они решили еще раз оставить все, что создали тяжкими трудами, значительными затратами и любовью к безмолвию. Подвижники отправились в Фессалию, в крупнейший монашеский центр того времени – Метеоры.
Получив разрешение игумена Преображенского монастыря, они провели семь лет в одном из орлиных гнезд на скале, называемой «столп Предтечи»[2]. Затем в 1518 году братья перешли жить на неприступную скалу Варлаама, где некогда инок с таким именем построил церковь Трех святителей, со временем пришедшую в запустение. Братья ее восстановили и стали вести подвижническую жизнь.
Вскоре их благочестие привлекло многих иноков. Община быстро выросла до 30 насельников, так что им пришлось построить новую церковь во имя Всех святых. Братья позаботились и о возведении других строений, необходимых для отшельнической жизни, постарались наладить сельское хозяйство, чтобы иноки, не имея забот, могли проявлять усердие в служении Господу. Святые Нектарий и Феофан наставляли монахов в совершенствовании души как словом, так и собственным примером.
Подойдя к концу земного пути, они оставили повествование о своей жизни и завещание, в котором призывали иноков быть сплоченными, подобно частям единого организма, и соперничать друг с другом только в усердии и стойкости.
Когда 17 мая 1544 года строительство церкви было закончено, Феофан, тяжко болевший последние десять месяцев, велел перенести его туда, чтобы собственными глазами увидеть результаты своих трудов. Он восславил Господа, благословил братию и строителей, затем возвратился в келью и стал готовиться к смерти. Когда монахи пели отходной канон, в небе засияла яркая звезда, а как только святой Феофан предал Богу душу, звезда исчезла.
Святой Нектарий преставился 7 апреля 1550 года.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»
Примечание
[1] Память 30 мая (греч.). Не включены в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
[2] Речь идет о скалах Метеоры – «столпах», на которых устраивались монашеские кельи и даже целые монастыри.
Войдите или