Святой Даниил Исихаст, от чрева матери избранный для ангельской пустыннической жизни, с младых лет возлюбил Бога. Ибо не пропускал богослужений в церкви, не играл с другими детьми и не искал отдыха и пищи, но непрестанно молился и во всем был послушен родителям.
В возрасте 10 лет родители отдали его для обучения грамоте в монастырь Святителя Николая в селе Рэдэуць, и мальчик Димитрий, хоть и был юным по летам, проявил незаурядную мудрость. Ибо в короткое время выучил наизусть Часослов и Псалтирь и усвоил науку духовного подвижничества, поскольку всегда был осеняем благодатию Духа Святого. За это благоговейные иноки весьма любили его и учились у него кротости и рассудительности.
По прошествии пяти лет ученичества юный воин Христов стал монахом, приняв в постриге имя великого пророка и царя Давида. И во всем оказывал послушание благочестивым отцам, учителем же и духовным отцом его был великий подвижник и богоносный святитель Леонтий Рэдэуцский.
Сей юный монах Давид был весьма ревностным в подвигах иноческой жизни. Более всего любил безмолвие, пост и молитву. Не вкушал пищи до захода солнца, а иногда постился по 3 и по 5 дней, в остальные же дни питался только овощами и зеленью. На послушании был молчалив, кроток и всем покорен, в церкви пребывал день и ночь, непрестанно вознося молитвы, подобно неугасимой лампаде. В келлии спал мало, на небольшой скамеечке, предпочитая сну бодрствование и богомыслие. Из книг более всего любил Псалтирь, которую знал наизусть и вычитывал всю каждый день.
Через несколько лет таковых подвигов преподобный Давид соделался сосудом Святого Духа и удостоился дара священства и чудотворения. Многие, услышав о чудесах, совершавшихся по его молитве, прибегали к смиренному иеромонаху Давиду и исцелялись от болезней. Другие приходили испросить у него совета, ибо он был весьма мудрым в слове и прозорливым, а третьи спешили исповедовать свои грехи, ибо преподобный прославился как духовник в северных пределах Молдовы.
Видя, что люди окружают его и он лишается безмолвия на молитве, иеромонах Давид, опасаясь духа тщеславия, испросил благословения у епископа Рэдэуцского и удалился в монастырь Святого Лаврентия. Но и там верующие стали искать его, вместе с недугующими от нечистых духов. Поэтому преподобный Давид днем нес послушание в окружении людей, а ночью бодрствовал, молился и плел корзины из прутьев для братства. Так преподобный умерщвлял искушения молодости и тщеславный помысл.
Однажды игумен послал его с некоторым послушанием в город Сирет. Там преподобного окружили верующие, он задержался на целый день и не смог вовремя вернуться в монастырь. Тогда игумен назначил ему епитимию – не выходить некоторое время из лавры. И иеромонах Давид, смирившись, с радостью исполнил епитимию, воздав Богу славу за всё.
Миновало несколько лет, преподобный Давид весьма преуспел в духовных подвигах и ощутил призвание к отшельнической жизни. Душа его была уязвлена любовию ко Христу и желала непрестанно славить Его вместе с ангелами и отшельниками в непроходимых Карпатских лесах. И вот, получив благословение игумена монастыря Святого Лаврентия, он облекся в великий и ангельский образ схимничества, получив новое имя – Даниил. Затем, незадолго до 1450 года, втайне от всех скрылся в вековых лесах, окружавших долину реки Секу-Нямц, и подвизался здесь в суровых монашеских подвигах 14 лет. Когда же люди стали окружать его и тут, ушел на север Молдовы и остановился неподалеку от будущего монастыря Путна.
Путеводимый Богом, преподобный Даниил соорудил себе сначала деревянную лачугу в долине реки Витеул. Затем, найдя большую скалу, высек в ней маленькую келлийку, чтобы в ней можно было уместиться. Рядом высек еще одно помещение – часовню для молитвы, как это видно доныне. В этой скале преподобный Даниил подвизался в богоугождении более 20 лет.
Подвиг преподобного отца нашего Даниила Исихаста в этой келлии близ Путны был таковым. День и ночь он бодрствовал в непрестанной молитве и богомыслии, постясь до захода солнца. Из келлии не выходил всю неделю. Пищей ему служили хлебные сухари, корни и травы, а рукоделием было плетение корзин из розог. В воскресенье совершал Святую литургию и причащался Тела и Крови Христовых, затем принимал искавших у него исцеления от болезней и просивших слова на пользу души. В посты не вкушал ничего по нескольку дней.
За святость жизни, продолжительное пощение и всенощное бодрствование с молитвами и слезами преподобный Даниил Исихаст долго был искушаем сатаной, силившимся изгнать его из пустыни и ввергнуть в лютейший грех тщеславия. Однако преподобный просил помощи у Христа и силою Святого Креста сокрушал все сети диавола. За это он в короткое время сподобился от Бога дара слез, прозорливости и исцеления болезней. Ибо словом своим изгонял из людей нечистых духов и исцелял всякого рода больных. Затем ему известны были сокровенные помыслы людей, и многим он открывал будущее, ибо преисполнен был благодати Духа Святого. За таковые дары имя преподобного соделалось известным по всей Молдове, и народ при жизни почитал его как святого.
В 1451-м году безвременно скончался Господарь страны, Богдан Воевода, а его сын Стефан чудом спасся от смерти. И когда он, оказавшись в затруднительном положении, услышал о подвигах и чудесах святого Даниила Исихаста, Дух Святой направил его стопы к келлии святого. Здесь он пробыл несколько дней, исповедуя преподобному свои помыслы, получил от него разрешение от грехов и услышал много слов утешения. Затем великий исихаст, умирив душу Господарева сына, благословил его, помолился о нем, предсказал, что он вскоре станет правителем Молдовы, и отпустил с миром.
Весной 1457 года Стефан Великий, воссев на Молдавском троне, убедился в исполнении пророчества святого Даниила Исихаста и в благодати Божией, пребывавшей в нем. С этого года преподобный стал для великого Господаря первым советником, духовником и молитвенником к Богу. Воевода часто бывал в его келлии, исповедовал грехи, просил у исихаста наставления и ничего не предпринимал без его молитвы и благословения. А преподобный укреплял его и увещал защищать страну и христианство от язычников, заверяя, что если он после каждой победы будет воздвигать по храму во славу Христову, то будет выходить победителем из всех сражений.
Таким образом, слушаясь его, Стефан Великий после падения Византии с великой храбростью защищал Церковь Христову и страну Молдавскую почти полвека, выиграв за это время 47 сражений и воздвигнув 48 храмов. Так преподобный Даниил Исихаст стал великим защитником румынского Православия и духовным ктитором монастырей, построенных по его совету.
Однажды, когда Господарь Молдовы гостил в келлии преподобного, великий исихаст посоветовал ему построить возле его келлии мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, к Которой питал великое благоговение. Стефан Воевода послушался его, они вместе выбрали место, и по благословению старца в 1466-м году началось строительство монастыря Путна. А в 1470-м году, когда Божественную обитель освящали, сам святой Даниил участвовал в этом, поскольку считался ее вторым ктитором.
Сказывали еще, что Стефан Вода хотел вверить ему монастырь и многократно просил стать игуменом и духовником Путны. Однако преподобный, считая себя недостойным такой чести, остался в своей маленькой пещерной келлии.
За святость жизни преподобный Даниил Исихаст с юных лет соделался великим учителем безмолвия и молитвы Иисусовой. При нем в Молдове не было более известного духовника и более искусного делателя и учителя молитвы. Поэтому все игумены и духовники, монашествовавшие на севере Молдовы, и все правители, входившие в совет страны (боярскую думу), сделали его своим духовным наставником.
Следуя примеру жизни преподобного Даниила, многие монахи – любители безмолвия покидали по его благословению свои киновии, удалялись в пустыню и становились исихастами и делателями молитвы Иисусовой. Так образом, у сего великого аскета было множество духовных чад в монастырях и селах Молдовы, а в горах и лесах – более сотни учеников-исихастов, подвизавшихся по его наставлению в богоугождении. Так святой Даниил Исихаст образовал в Молдове мощное исихастское движение, надолго обновив, таким образом, духовную жизнь в монастырях и скитах и воспитав целое поколение исихастов и молитвенников за народ.
После 1470 года преподобный, видя, что в Путне ему не найти более покоя, по причине близости монастыря и множества приходившего народа, покинул втайне свою келлию, в которой подвизался более 20 лет, и, пройдя около 65 км, уединился в дремучих лесах, окружавших монастырь Воронец. В нем подвизалось около 50 монахов, окормляемых иеросхимонахом Мисаилом, достойным учеником святого Даниила. И вот, найдя укромное местечко над скалой, называемой Соколиной, преподобный устроил себе маленькую келлию и в совершенном безмолвии стал подвизаться здесь в угождении Богу.
Однако не может укрыться град, стоящий на верху горы (ср. Мф. 5, 14): вскоре имя подвижника стало известно в окрестных селах, и к нему стали притекать многие недугующие, парализованные, одержимые нечистыми духами, и исцелялись. А кто не мог подняться вверх к его келлии, те дожидались внизу, и преподобный ночью спускался, молился о них, открывал им причину их страданий, благословлял и отсылал домой здоровыми.
Летом 1476 года Стефан Великий, проиграв туркам сражение у села Рэзбоень, поспешил в келлию святого Даниила Исихаста, своего доброго духовного отца из монастыря Воронец.
И «когда Штефан Вода постучался в дверь к исихасту, исихаст ответил, чтобы тот подождал на улице, пока он закончит молитву. И когда исихаст закончил молитву, позвал в келлию Штефана Воду. И исповедался у него Штефан Вода. И спросил Штефан Вода исихаста, что ему теперь делать, ибо он не может более сражаться с турками:
– Уступить страну туркам или нет?
А исихаст сказал, чтобы не уступал ее, ибо победа в следующем сражении будет на его стороне, но только когда победит, пусть поставит там монастырь во имя Святого Георгия».
Итак, Господарь Молдовы поверил предсказанию святого Даниила, что победит турок, и, испросив его молитв и благословения, тотчас собрал войска и изгнал турок из страны. Так преподобный своими горячими молитвами к Богу помогал Молдове и христианским странам избавиться от рабства язычникам.
Осенью 1477 года преставился Митрополит Феоктист, и Стефан Великий, посоветовавшись с клиром и епископами страны, решил выбрать пастырем и отцом Молдовы святого Даниила Исихаста из монастыря Воронец. Однако преподобный, узнав об этом, стал слезно молить Бога и воеводу не лишать его блаженного безмолвия до самой смерти. И все прибывшие, растроганные его смирением и святостью, испросили у него прощения и предоставили старцу непрестанно славословить Бога в пустыне.
За 20 лет, которые преподобный Даниил отшельничал под Воронцом, здесь образовался новый исихастский очаг, не менее важный, чем Путна. Ибо в короткое время вокруг него собрались десятки исихастов, одни аскетичнее других, подвизавшиеся кто в лесных дебрях Воронца, кто в горах Рарэу, а кто в Восточных Карпатах. В большинстве своем они были заняты деланием молитвы Иисусовой, постом и молчанием. Другие ежедневно вычитывали Псалтирь, третьи клали тысячи земных поклонов и плели корзины, а четвертые, будучи искусными каллиграфами, переписывали богослужебные книги для нужд храмов и монастырей. Самыми известными учениками преподобного Даниила Исихаста стали Митрополит Григорий (Рошка), монах каллиграф Иоанн, а также игумены Мисаил и Ефрем, все из монастыря Воронец. Затем – преподобный Пахомий Исихаст и игумен Нил из монастыря Слатина; игумен Паисий, Палладий Исихаст и Анастасий Исихаст из Нямецкого монастыря; Исаия Отшельник из монастыря Молдовица; игумен Геронтий из монастыря Хумор и многие другие.
Стефан Великий, памятуя об обете, данном им пред Богом и святым Даниилом Исихастом, воздвиг летом 1488 года в монастыре Воронец с самого основания красивую каменную церковь, посвященную Святому великомученику Георгию, вместо старой деревянной церкви. 14 сентября того же года церковь была освящена Митрополитом Григорием в присутствии ее блаженных ктиторов – Стефана Воеводы и преподобного Даниила Исихаста, а также десятков тысяч верующих мирян, монахов, клириков и правителей страны. В этот день, по общему совету, святой Даниил, хоть уже и старый, был наречен игуменом монастыря Воронец.
В течение 10 лет святой Даниил руководил братством монастыря Воронец, как великий духовник монахов, исихастов и всего молдавского народа. Ибо хоть и пребывал по большей части в своей келлии на Соколиной скале, поскольку был великим любителем безмолвия, но часто спускался в братство, исповедовал монашествующих, исцелял больных, стекавшихся из сел, и всем давал наставления. Затем снова уединялся в своей келлии.
Во времена его игуменства монастырь Воронец пережил период своего расцвета и долго считался лаврой молдавского исихазма. Все монахи братства, насчитывавшего более 60 подвижников, заняты были деланием молитвы Иисусовой.
В Воронце обучилось грамоте и духовному подвижничеству множество приходских священников, игуменов, епископов, монахов, исихастов и бояр. А в вековых лесах, покрывающих горы Воронца, Рарэу и Стэнишоары, подвизались любви Христовой ради еще свыше 50 отшельников, учеников святого Даниила. За всеми ними следил и всех окормлял на благий путь Царства Небесного великий игумен и наставник – преподобный отец наш Даниил, «Старый Исихаст».
Соделавшийся избранным сосудом Духа Святого, исполненным всяческой благостыни, святой Даниил, великий исихаст Молдовы, учитель пустынножительства и чудотворец, перейдя 90-летний рубеж, предал в конце XV века душу в руки Христовы (1496 г.). Множество учеников вместе с Митрополитом и Господарем страны долго оплакивали его и похоронили в храме монастыря Воронец, возложив над местом его упокоения камень с надписью: «Это могила отца нашего Давида, схимонаха Данила».
После его кончины, когда ученики и верующий народ увидели, что на мощах преподобного совершаются чудеса и исцеления от болезней, его стали почитать как святого, назвав «святым старцем Даниилом», «святым Даниилом Исихастом», а в особенности «преподобным молитвенником к Богу отцом нашим Даниилом Новым». Братство монастыря Воронец вместе с митрополитом Григорием (Рошкой), его учеником, установили дату его чествования, а именно третий после памяти святого Даниила Столпника день. Таким образом, память преподобного Даниила Исихаста на протяжении столетий совершалась в Молдове 23 апреля, после престольного праздника монастыря Воронец, и 14 декабря, на третий день после чествования святого Даниила Столпника (11 декабря).
Как святой, с нимбом, он был впервые изображен в 1547-м году тем же Митрополитом Григорием на южной стене паперти монастыря Воронец, слева от входа в храм, как это видно и ныне, держащим в руке развернутый свиток, на котором написано: «Приидите, братия, послушайте меня. Страху Божию научу вас. Кто есть человек…».
Почитание верующих побудило в начале XVII века монахов монастыря Воронец извлечь из могилы чудотворные мощи святого Даниила Исихаста и положить их в храме для поклонения в красиво украшенной раке. Сам митрополит Досифей лобызал их. Весть о его чудесах дошла до Киева, Польши, Трансильвании и Святой Горы Афонской, откуда прибывали верующие, чтобы поклониться ему, и все его величали «святым Даниилом Новым, чудотворцем».
В 1749-м году игумен монастыря Воронец, а именно Гедеон, передал монастырю Путна указательный перст святого Даниила, окованный в серебро, где он и хранится поныне. Мощи сопровождаются надписью: «Сии мощи одел в серебро я, Гедеон, игумен Воронецкий, на мое иждивение, в году 1749-м, 4 декабря». В 1775-м году северная Молдова была оккупирована Австрией, и мощи святого Даниила Исихаста были снова переложены в могилу, где покоятся доныне.
Святый преподобный отче и чудотворче Данииле, моли Бога о нас!
Архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Войдите или