Уведомления
Настройки
31 1
Священномученики Александр Скальский, Стефан Пономарёв и Филипп Григорьев, пресвитеры.

Святой Александр родился в 1867 году в Волынской губернии в семье священника Филимона Скальского. В 1886 году он был назначен псаломщиком в Крестовоздвиженскую церковь в городе Каменец-Подольске Волынской губернии. В 1891 году епископом Туркестанским Неофитом Александр Филимонович был принят в Туркестанскую епархию и назначен псаломщиком в храм в станице Зайцевская (ныне город Чилик) и законоучителем церковно-приходской школы. 8 августа 1893 года он был рукоположен во диакона и впоследствии служил в Александро-Невском храме в городе Маргелане.


21 февраля 1899 года диакон Александр был рукоположен во священника и в 1900 году назначен настоятелем Александро-Мариинской церкви при детском приюте в городе Верном. В 1907 году отец Александр был назначен настоятелем Николаевской церкви, что на Кучугурах в городе Верном, где прослужил до ареста. Священник был возведен в сан протоиерея и за свою ревностную пастырскую деятельность награжден многими наградами.


Когда-то отец Александр был женат, но супруга оставила его, а детей у них не было, и священник жил один в одной из комнат в доме при Николаевской церкви, все свободное от службы время посвящая больным и обездоленным. Богослужение он совершал торжественно и празднично, и его голос был слышен в самом дальнем уголке храма. Вместе с отцом Александром в храме служил и протоиерей Стефан, тоже впоследствии пострадавший вместе со своим настоятелем.


Священномученик Стефан Пономарев родился 14 декабря 1880 года в городе Верном. В 1895 году он окончил церковно-приходскую школу, в 1904 – назначен псаломщиком в храм в селе Михайловском (ныне село Тургень) Верненского уезда и учителем пения в церковно-приходской школе. Женился на девице Прасковье. Вскоре супруги решили жить как брат с сестрой. В 1909 году Стефан Константинович был рукоположен во диакона, а затем во священника. С 1914 по 1917 годы он был священником в полевом военном госпитале на фронте. Во время боевых действий ему пришлось много времени провести в окопах; здесь он тяжело заболел и едва выжил. С этого времени батюшка стал сильно страдать от головной боли, особенно трудно было зимой.


Впоследствии отец Стефан был направлен служить в Николаевский храм в городе Верном и возведен в сан протоиерея. Он служил ежедневно и жил как строгий монах, душа его всегда была погружена в молитву. Службы его были тихими, неторопливыми, проникновенными и благоговейными.


Видя, что отцу Александру тяжело жить одному, отец Стефан стал уговаривать его перейти к ним. Они стали жить в одном доме. Батюшка Стефан жил в небольшой комнате, рядом в такой же комнате – отец Александр. У отца Стефана был стол, табурет и кровать, заправленная солдатским сукном, и у отца Александра в комнате – то же. Прасковья Кузьминична жила в нижней части дома и как могла своими заботами облегчала пастырям тяжелый в советское время повседневный быт.


В 1923 году на архиерейскую кафедру в Семиречье был назначен епископ Николай (Федотов), который в том же году перешел в обновленческий раскол. 3 августа 1923 года в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты обновленцы избрали епископом Семиреченским вдового протоиерея ташкентского собора Алексея Маркова. Активная деятельность Алексея Маркова привела к тому, что Семиречье почти целиком стало обновленческим. На сторону обновленцев перешел весь клир кафедрального Вознесенского собора. Влияние обновленцев в городе было столь велико, что в 1927 году протоиерей Александр Скальский стал склоняться к решению перейти к обновленцам и вслух говорил, что испытывает сильное томление духа, не зная, куда пристать. Отец Стефан, в противоположность ему, держался твердо.


Скорбели об отце Александре православные алмаатинцы, молились и плакали. Так он томился, пока ему не пришло вразумление через одну старушку, а вернее сказать, от Самого Господа. Отец Стефан сказал ему: «Хоть ты на деле не принял обновленчество, но в мыслях принял, а раз ты это понял, то от службы я тебя отстраняю, пока не принесешь покаяние». В ближайший праздничный день отец Александр перед литургией принес покаяние перед духовенством и паствой и стал служить вместе с отцом Стефаном.


К 1929 году здание Вознесенского кафедрального собора было отдано под исторический музей, а бывшие в соборе обновленцы перешли в Троицкую церковь. В это время почти все церкви в Алма-Ате были захвачены обновленцами. Николаевская церковь оставалась единственной православной церковью, и служивший ранее в Троицкой церкви протоиерей Филипп Григорьев, не пожелавший остаться с обновленцами, перешел служить в Николаевский храм.


Расскажем теперь о нем. Будущий священномученик Филипп Григорьев родился 6 ноября 1870 года. Окончив Омскую учительскую семинарию, он служил псаломщиком в храмах Омской епархии. 22 июня 1898 года он был рукоположен во диакона, а 24 октября 1902 года – во священника. В 1906 году отец Филипп стал служить в храме села Копьевского Тарского уезда Омской губернии, с 1911 года – в храме села Ново-Рождественского Омского уезда, с 1913 – в храме поселка Божедаровского того же уезда. После 1917 года отец Филипп служил в храме села Александровки Семиреченской области, после его закрытия – в Троицком храме в Алма-Ате и затем – в Николаевской церкви.


10 декабря 1932 года ОГПУ арестовало протоиереев Александра, Стефана и Филиппа. В тюрьме они заболели сыпным тифом. Когда положение священников стало безнадежным, их перевезли в специально устроенный тифозный барак, но пробыли они здесь недолго. 17 января 1933 года скончался протоиерей Филипп Григорьев, 18 января – протоиерей Стефан Пономарев, 20 января – протоиерей Александр Скальский. Все три священника были погребены на кладбище, на котором хоронили в то время сосланных в Алма-Ату крестьян.


Святые священномученики Александр, Стефан и Филипп, молите Бога о нас!

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно