«Знамение» - иконография Богородичных икон, в которой Богомладенец изображен на груди Богоматери, представленной по пояс (вариант «Великой Панагии»). В основе иконографии - пророчество о воплощении Спасителя («...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14). Еммануил переводится на русский язык как «С нами Бог»).
Изображение Богородицы с Христом Еммануилом в медальоне впервые появилось на печатях императора Маврикия (582-602). Такое же изображение Божией Матери в рост есть на фреске из коптского монастыря Бауит (VI-VII вв.), в монастыре св. Иеремии в Саккаре (VI в.), в сирийской рукописи (Paris. syr. 341. Fol. 118), на фреске в люнете крипты Острианских катакомб близ усыпальницы св. Агнии в Риме (кон. IV-V в.).
В послеиконоборческий период образы молящейся с воздетыми руками Богоматери в рост или по пояс иногда сопровождались надписью: «Влахернитисса». Так же названы иконы других иконографических типов, происхождение которых связывается с храмом во Влахернах, построенным в Константинополе в V в. императрицей Пульхерией (напр., образ Богоматери с Младенцем типа «Умиление», XII в., монастырь Святой Екатерины на Синае). Император Константин VII Багрянородный в трактате «О церемониях византийского двора» (X в.) упомянул о том, что во Влахернах было несколько чудотворных икон Божией Матери, с которыми связаны различные чудеса и обычаи. С VIII в. там происходили еженедельные ночные службы в честь иконы Божией Матери, на которых в ночь с пятницы на субботу было чудо с завесой. В описании этого чуда говорится, что «Мария несет Младенца обеими молитвенными руками». Описывается и находившееся возле императорской купальни мраморное рельефное изображение Божией Матери с воздетыми руками, из которых истекает святая вода. Сохранились многочисленные повторы рельефной иконы с отверстиями в ладонях XI-XIII вв. Изображения Богоматери с Младенцем в медальоне перед грудью встречаются на печатях императоров Иоанна Цимисхия (969-976), Михаила VII Дуки (1071-1078), Алексея I Комнина (1081-1118) и позднее - во времена Комнинов, на серебряной монете Константина IX Мономаха (1042-1055) с надписанием Η ΒΛΑΚΕΡΝΙΤΙΣΑ.
Другое наименование изображения Богоматери с Младенцем перед грудью (а также Божией Матери без Младенца, молитвенно воздевшей руки) - «Платитера» («Ширшая небес»). Этот эпитет связан с литургией святителя Василия Великого, на которой поется стих о том, что чрево Богородицы пространнее небес.
Влахернские (связанные с Влахернами) образы Божией Матери - Оранты без Младенца, но с отверстиями для воды в руках; держащей медальон перед грудью; Оранты с образом Младенца в медальоне - также называют «Великая Панагия». На Руси тип «Влахернитиссы» с воздетыми руками и медальоном перед грудью получил наименования от чудотворных икон: Абалакская, Курская-Коренная, Мирожская, Новгородская, Серафимо-Понетаевская, Царскосельская и др.
Войдите или