В следующий за Пятидесятницей день, то есть в понедельник совершается праздник в честь Святого Духа (потому сам день иногда называется «понедельник Святого Духа»). Служба этого дня аналогична службам «наутрий» (то есть следующих после праздника дней) двух других Господских двунадесятых праздников высочайшего статуса – Рождества Христова и Богоявления. Особенно же много аналогий с праздником Собора Пресвятой Богородицы (26 декабря), так как и здесь во многих чертах повторяется служба вчерашнего двунадесятого праздника (особенно много соответствий на утрене).
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15:26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7:17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).
Учение о Святом Духе в службе праздника можно условно разделить на две части: ипостасные свойства Святого Духа и Его действие в мире (Промысл).
К учению об ипостасных свойствах Духа можно отнести утверждения о Его самобытности, равенстве Богу Отцу и Богу Сыну в достоинстве и власти: «Отеческая Божественная сила грядущая есть, самоповелительная» (4-я песнь, 1-й канон, 2-й тропарь), «Якоже благоволи самовластно, необладанный исходит Дух от Отца…» (5-я песнь, 2-й канон, 1-й тропарь). Также делается акцент на различии между исхождением Духа от Отца и Его посланничеством от Сына: «…Дух от Отца исходяй, и Сыном верным нам явлейся подавателен…» (тропарь 5-й песни 1-го канона); «Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый к безкнижным учеником» (1-й светилен). Здесь выражена важная идея православной догматики: ипостасное бытие Святой Дух получает только от Отца через исхождение, тогда как в послании Святого Духа в мир, которое является актом домостроительства, может принимать участие и Сын. В принципе, это можно рассматривать как поэтический парафраз слов Христа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит…» (Ин.15:26).
О действиях Святого Духа в мире подробно говорится в 3-й стихире на «Господи, воззвах…»: «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный». В каноне же особо акцентируется внимание на том, что именно Дух Святой очищает человека от греховной скверны: «…Дух… вещества ненавистного палительный скверн, кала же смыслов чистительный…» (6-я песнь, 2-й канон, 1-й тропарь); Он же делает людей причастниками благодати Божией, сообщает им святость: «Нашедшая сила днесь сия, Дух Благий, Дух премудрости Божия, Дух, от Отца исходяй, и Сыном верным нам явлейся подавателен, в нихже вселяется естеством святыни, в нейже зрится» (5-я песнь, 1-й канон, тропарь).
Войдите или