В начале IV века по воле Божией и благословению Пресвятой Его Матери проповедовать христианство в Картли прибыла святая дева Нина. Прибыв в Мцхета, она поселилась на окраине города, в терновнике царских садов. Святая Нина стала расспрашивать о Ризе Господней, но никто не помнил о месте Её пребывания. В поисках этой Ризы она познакомилась с потомками Елиоза — иудейским священником Абиатаром и его дочерью. Святая Нина обратила их в христианство.
Святая Нина получила от Господа дар исцеления. Она исцеляла страждущих именем Распятого Спасителя и благодатью Честного Креста, сделанного из виноградной лозы и перевязанного её собственной косой. В это время в Картли правил царь Мириан. Он поклонялся идолу Армази, считая его божеством своих предков, но в глубине души тяготел к вере, проповедуемой святой девой. Однажды он даже тайно спас от преследования иудеев священника Абиатара и его дочь Сидонию.
Однажды заболела царица Нана. Врачи не смогли её вылечить, и лишь молитвами святой Нины она спаслась от неминуемой смерти. После исцеления царицы царь Мириан больше заинтересовался истинной верой и стал расспрашивать новообращенного Абиатара о Священных Писаниях Ветхого и Нового Заветов.
Однажды, во время охоты в окрестностях Мцхета, царь Мириан вдруг стал одержим нечистой силой и загорелся желанием истребить в Картли христиан и в первую очередь деву Нину. Вдруг солнце затмилось, и царя окутала мгла. Перепуганный Мириан стал молить своих богов-покровителей спасти его от напасти, но безуспешно. Отчаявшийся царь стал молить Распятого Богочеловека. Произошло чудо: в тот же миг мгла отступила, и солнце появилось вновь. Возведя руки к востоку, Мириан воскликнул: «Ты, Бог, Которого проповедует Нина, есть Бог превыше всех богов, Владыка над всеми владыками!» Вернувшись в столицу, царь Мириан прежде всего отправился в терновник, где жила святая Нина, с почестями приветствовал её и долго советовался с ней. По совету святой Нины, он послал своих представителей в Византию — к императору Константину с просьбой прислать священников для крещения Картли и архитекторов для построения церквей.
Это случилось 24 июня 324 года, в день субботний. Ко времени прибытия священников из Константинополя царь Мириан стал готовиться к строительству храма. Из кипарисового дерева, росшего в царском саду, изготовили семь колонн, шесть из них воздвигли беспрепятственно, но седьмую никак не удавалось сдвинуть с места. Святая Нина со своими учениками молилась всю ночь. На рассвете молящиеся увидели, как с небес сошел озаренный светом и объятый огнем юноша и поднял колонну. Колонна засияла и остановилась в воздухе на высоте 12-ти локтей. Из под основания Столпа стало истекать благовонное миро. Все мцхетское население устремилось на поклонение к сияющему Столпу. Приблизившись к нему, больные исцелялись, слепые прозревали, а парализованные становились на ноги.
К тому времени из Константинополя прибыл епископ Иоанн со свитой. Константин Великий прислал в дар новообращенному царю Мириану и его народу крест и икону Спасителя, а также частицу Животворящего Креста Господня и Гвоздь Господень.
У слияния рек Мтквари и Арагви крестились царь с царицей, весь царский двор и вся Картли. После праздничного крещения епископ Иоанн и сопровождающие его лица, отправились в южную Грузию — Ерушети, построили там церкви и оставили в дар Гвоздь. Затем начали строительство Манглисского храма и поместили там частицу Животворящего Креста.
Царь Мириан горячо желал, чтобы и в столичном граде находились святыни. Святая Нина сообщила ему, что во Мцхета находится одно из величайших святынь — Хитон, в который был облачен Спаситель. Царь позвал священника Абиатара и подробно расспросил об этой святыне и возрадовался, получив от него подтверждение.
На горе, возвышающейся над городом Мцхета, росло роскошное, благоухающее и чудотворное дерево. По предложению епископа Иоанна, царевич Реви приказал срубить это дерево и сделать из него крест для поклонения. Дерево срубили и посадили рядом со строящимся храмом. В течение тридцати семи дней оно не меняло облика, и даже листья его не вяли. Впоследствии из этого дерева изготовили три креста.
После этого в течение многих дней мцхетские жители видели одно и то же явление: по ночам над церковью сиял огненный Крест, окольцованный звездами. К утру две звезды отделялись от него и расходились одна к западу, другая — к востоку. Огненный же Крест направлялся к северу и останавливался над горой за рекой Арагви, а оттуда исчезал. Святая Нина посоветовала царю Мириану воздвигнуть один из этих трех крестов на Западе, на горе Тхоти, другой — на Востоке, в городе Уджарма; царь Мириан молитвенно просил Господа указать ему место воздвижения третьего креста. Господь услышал его молитвы и через Ангела указал место — скалистую гору к северу от столицы, у слияния рек Арагви и Мтквари. Ныне эта гора называется Джвари (Крест), и на ней возвышается великолепный храм мужского монастыря, также называемый Джвари. При воздвижении этого Креста в Мцхета пали и разбились все идолы.
Перед смертью царь Мириан благословил своего наследника царевича Бакара и завещал ему быть преданным Святой Троице, неустанно бороться с идолопоклонничеством, а затем мирно почил в Бозе.
По завещанию, святого равноапостольного царя похоронили в верхней церкви Самтавро, где ныне находится женский монастырь имени святой Нины. По своей скромности и смирению царь Мириан не пожелал почивать в нижнем большом храме (Светицховели). Через два года почила и царица Нана, которую похоронили рядом с мужем.
Примечание:
Включены в месяцеслов Русской Православной Церкви решением Священного Синода от 14 мая 2018 года (журнал 27).
Войдите или