Уведомления
Настройки
27 2
Чудо Святого Георгия о змие. Греческая икона. Фрагмент.

Великомученик Георгий Победоносец, чудотворец, родился в 284 году в Каппадокии (по другим источникам - в Берите, ныне - Бейрут), в семье богатых и благочестивых родителей - Геронтия и Полихронии, воспитавших его в христианской вере. Еще в детстве он лишился отца, который мученически скончался за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.
 
Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна, он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Еще не знавший о Христианстве Георгия, Диоклетиан почтил его саном комита и воеводы. Мать же Георгия в то время уже скончалась.
 
С того времени, как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменен, он решил, что наступило время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он роздал все свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.
 
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри, поили ядом. Святой мученик все терпеливо переносил, непрестанно призывая Бога и будучи затем чудесно исцеляем. Его исцеление после нещадного колесования обратило ко Христу ранее уже оглашенных преторов Анатолия и Протолеона, а также, по одному преданию, императрицу Александру, супругу Диоклетиана. Когда призванный императором Диоклетианом волхв Афанасий предложил Георгию воскресить мертвого, святой вымолил у Бога это знамение, и множество народа, включая и самого бывшего волхва, обратились ко Христу. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия, каким "волхованием" тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твердо, что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.
 
Когда Великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти и был возвращен к жизни по молитве святого Георгия.
 
В конце концов император, видя, что Георгий не отрекается от Христа и приводит все больше людей к вере в Него, решил устроить последнее испытание и предложил ему стать своим соправителем, если тот принесет жертву языческим богам. Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения он изгнал оттуда бесов, обитавших в языческих статуях, отчего идолы сокрушились, а собравшийся люд набросился на святого в ярости. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии 23 апреля (6 мая) 303 года. 


Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от него завет предать тело великомученика погребению в его родовых палестинских владениях. Мощи Святого Георгия положили в палестинском городе Лидда, в храме, получившем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
 
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от Христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, стали называть Победоносцем.
 
Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был Святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками. 


Чудеса Святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна стал почитаться покровителем воинства. Чудо о змие сделалось излюбленным сюжетом в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — “древним змием” (Откр. 12, 3; 20, 2). 


Вместе с Пресвятой Богородицей, Святой Георгий считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым.
 
По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, была двоюродной сестрой Святого Георгия. Она особо почитала его, установила праздновать день его колесования и завещала новообращенным грузинам любить великого святого. Первый храм в честь Святого Георгия был построен в Грузии уже в 335 году царём Мирианом на месте погребения Святой Нины, а с IX века строительство церквей в честь Георгия стало массовым. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска. Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в его честь, так что каждый день в Грузии праздновался день святого Великомученика Георгия, связанный с какой либо из церквей, воздвигнутых в его имя, или с иконой, или же с чудом Победоносца. 


Особенным почитанием Святой Георгий пользуется и в арабских землях, с которыми связаны предания о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону Святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой Святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках, сидящая на крупе коня позади Святого Георгия. Такой образ Святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов. Он также вошёл в иконографическую традицию в Греции и на Балканах. 


На Руси особое почитание Великомученика Георгия распространилось с первых лет по принятии Христианства. Благоверный князь Ярослав Мудрый, во Святом Крещении Георгий, следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих небесных покровителей, положил начало храму и мужской обители в честь Великомученика Георгия. Храм находился перед вратами Святой Софии в Киеве, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября 1051 года храм был освящен Святителем Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события.


В "Юрьев день", или "осенний Георгий", как его стали называть, до времен царствования Бориса Годунова крестьяне могли свободно переходить к другому помещику.


Изображение всадника, поражающего змия, известно на русских монетах с раннего времени и со временем стало символом Москвы и Московского государства.


В дореволюционное время в день памяти Святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен Святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно