Бог создал Адама «из праха земного» (Быт. 2, 7) - из вещества, из которого был создан весь вещественный, земной мир. Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Адам сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт. 1, 27). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт. 1, 26). Это подобие, в отличие от образа, не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни.
Бог сотворил жену Адама потому, что первочеловек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).
Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт. 1, 28). В соответствии со своим высоким предназначением, человек дает имена животным (Быт. 2, 19-20), он призван «возделывать... и хранить» окружающий мир (Быт. 2, 15). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» (Мф. 5, 48). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла (Быт 2, 17). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 25) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти (Быт. 2, 17).
Неизвестно, сколь долгое время Адам и Ева находились в блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились его. Наши прародители не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола, и совершили первый грех, захотев без Бога стать, как боги (Быт. 3, 1-6). Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная диаволом, вошедшим в змея, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от него, и этим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога. Воззванные Богом, они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам - на жену, а жена - на змея. Страшное наказание постигло всех причастных этому грехопадению, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем, оно было растворено первым обетованием о Спасителе мира, Который родится от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15), сказал Господь. Под "Семенем жены" подразумевается Христос, Который по человечеству является Потомком Адама и Евы, а под "змеем" - диавол.
В результате грехопадения природа Адама и Евы претерпела существенные изменения. Грех стал паразитировать на ней, одновременно препятствуя действию на нее Божественной благодати. Первые люди оказались перед лицом страданий, болезней и смерти. Последствия их греха сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу, и на окружающем мире, в котором, как гласит библейское повествование, стали произрастать «терния и волчцы» (Быт. 3, 18).
Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно и имел потомство (Быт 4).
О дальнейшей жизни прародителей известно немного: «Адам жил сто тридцать [в греческом тексте Библии - 230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт 5, 3-5).
По христианскому сказанию, Адам покоится на Голгофе.
Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Книге Бытия 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Книге Бытия 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные (Быт. 5, 1; 1 Пар 1), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа Евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. Потомок) Адама (Лк 3, 23-38). Наконец, в Книге Деяний Святых Апостолов повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (Деян. 17, 26).
Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» (1 Кор. 15, 47), но и «образом будущего» (Рим. 5, 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, первого и перстного (т. е. смертного) человека (1 Кор. 15, 47). «Второй» же Человек - это Иисус Христос; одновременно Он - и «последний Адам» (1 Кор. 15, 47, 45). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама, указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» (1 Кор. 15, 48) - природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков Небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного» (1 Кор. 15, 48-49). Таким образом, будучи сыном Адама по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым Адамом. Он призван, по слову того же Апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22, 24).
О двух Адамах вслед за Апостолом Павлом учит св. Ириней Лионский, отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили [Бога] неисполнением Его заповеди» и «примирились [с Ним] во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти». В Искуплении, по мысли того же св. отца, Христос «возглавил все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме... мы опять получили во Христе Иисусе».
Одним из последствий грехопадения Адама и Евы стало то, что души умерших, вследствие грехопадения утратившие способность пребывать с Богом в райском блаженстве, стали отправляться в "шеол" - мрачное место, ад. Это произошло потому, что и в Раю, и в аду на души действует одна и та же Божественная благодать. Праведные души получают от неё неизъяснимое блаженство, а души нераскаявшихся грешников благодать Божия опаляет. Так продолжалось вплоть до пришествия Сына Божия, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. В Ветхом Завете только праотец Енох и пророк Илия за великую праведность были вознесены на Небо. Христос в субботу перед Своим Воскресением сошёл во ад и вывел из этого мрачного места все томившиеся там души праведников, в том числе и покаявшихся во время своей земной жизни Адама и Евы. Теперь они пребывают в Раю в числе святых праотцев.
Войдите или