Бог предвозвестил через пророка Малахию, что перед самым пришествием в мир Христа Спасителя явится Предтеча (Предшественник) Спасителя. Предтеча будет великим пророком, он возвестит людям о скором пришествии Христа и будет приготовлять людей к Его принятию.
Для рождения Предтечи Бог избрал благочестивых родителей - священника Захарию и его жену Елисавету. По повелению Ангела младенцу дали имя Иоанн, что означает "Божия благодать". Иоанн Предтеча стал великим аскетом, пустынником и проповедником. Услышав о дивной жизни и проповеди Иоанна, народ со всех сторон стекался к пророку. Он учил милосердию и покаянию. Тех, кто верил его словам и каялся в своих грехах, Иоанн крестил в водах реки Иордан. Крещение Иоанново означало, что, как тело омывается и очищается водой, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена Христом от всех грехов.
В то время, когда Иоанн крестил и проповедовал на берегах Иордана, Господу нашему Иисусу Христу исполнилось 30 лет. Он тоже пришёл из Назарета на Иордан, чтобы креститься от Иоанна. Спаситель безгрешен, Ему не нужно было креститься для того, чтобы получить прощение грехов. Он пришёл на Иордан, чтобы исполнить всё в Законе Божием и показать пример людям.
Когда Иисус после крещения выходил из воды, разверзлись над Ним небеса, Иоанн увидел Духа Святого, Который в виде голубя спускался на Христа, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение".
Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и иные написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).
Войдите или