Уведомления
Настройки
39 2
Сотворение Евы. Грехопадение Адама и Евы. Фреска Воскресенского собора в Тутаеве (до 1918 года - Романов-Борисоглебск). Около 1680 года.

Создав первых людей - Адама и Еву, Господь поселил их в земном раю - прекрасном саде Едем (Эдем). Здесь жизнь первых людей была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце чисто, разум светел. Они не боялись ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Пищей для них служили плоды райских деревьев. Животные в раю не боялись людей, все они любили и слушались Адама и Еву.


Но самое высокое блаженство первых людей было в молитве. Бог являлся им в раю, как Отец детям, и сообщал им всё нужное.


Бог создал людей для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому Он дал им полную свободу любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. А любовь проявляется в радостном исполнении желаний того, кого любишь.


Бог стал учить людей любви. Для этого Он дал им одну маленькую, нетрудную заповедь - не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя это повеление, люди могли проявлять этим свою любовь к Создателю. Постепенно, переходя от лёгкого к более сложному, они укреплялись бы в любви и совершенствовались в ней. Адам и Ева с любовью слушались Бога. И была в раю во всём воля Божия и Божий порядок.


Диавол позавидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вселился в змея и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. Когда Ева проходила недалеко от него, диавол начал внушать ей, чтобы она поела плодов от запретного дерева. Он с хитростью спросил Еву: "Правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в раю?". "Нет, - ответила змею Ева, - плоды со всех деревьев мы можем есть, только плодов с дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть". Но диавол начал лгать, чтобы соблазнить Еву. Он сказал: "Нет, вы не умрёте; но знает Бог, что, если вы вкусите, то сами будете, как боги, и будете знать добро и зло". Соблазнительная диавольская речь змея подействовала на Еву. Она посмотрела на дерево и увидела, что дерево приятно для глаз, хорошо для пищи и даёт знание; и захотелось ей узнать добро и зло. Она сорвала плоды с запретного дерева и ела; затем дала плоды Адаму, и он ел их.


Люди поддались искушению диавола, нарушили заповедь Божию. Так совершилось грехопадение людей. Этот первый грех Адама и Евы называется первородным грехом, т. к. именно он потом явился началом для всех последующих грехов в людях.


Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду в виде широких поясов. Вместо того, чтобы достичь совершенства, равного Божиему, как они того хотели, получилось наоборот: разум их помрачился, совесть стала мучать их, и они лишились душевного спокойствия. Всё это произошло потому, что они решили познать добро и зло против воли Божией, т. е. через грех. Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в стыде и страхе спрятались между деревьями, сразу забыв, что от Вездесущего и Всеведущего Бога ничего и нигде скрыть невозможно. Так всякий грех удаляет людей от Бога.


Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию. Господь спросил: "Адам, где ты?". Адам ответил: "Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся". Бог снова спросил: "Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?" Адам сказал: "Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод, и я ел его". Так вместо покаяния Адам стал сваливать вину на Еву и даже на Самого Бога, давшего ему жену.


И сказал Господь Еве: "Что это ты сделала?" Но и Ева вместо раскаяния ответила: "Змей соблазнил меня, и я ела".


Тогда Господь возвестил последствия совершённого Адамом и Евой греха. Еве Бог сказал: "В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу". Адаму Господь сказал: "За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терния и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб (т. е. будешь добывать пропитание тяжёлым трудом), пока не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах обратишься" (т. е. до самой смерти. Когда Писание говорит о том, что Адам был взят из земли, это означает, что он сотворён из вещества, из которого был создан весь земной, видимый мир, хотя и наделён бессмертной душой).


А диаволу, который скрывался в змее, Бог сказал: "Проклят ты за то, что сделал это". И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями: "Семя жены сотрёт тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту", т. е. от жены произойдёт Потомок - Спаситель мира, Который родится от Девы, победит диавола и спасёт людей, но для этого Сам должен будет пострадать.


Бог сделал Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их. Но так как люди стали грешными, они не могли уже жить в раю, и Господь изгнал их из рая.


Первородный грех со всеми его последствиями путём естественного рождения перешёл на всё потомство Адама и Евы. Вот почему мы рождаемся грешными и подлежим скорбям, болезням и смерти.


Когда Спаситель сошёл во ад, он вывел оттуда души всех праведников, в том числе и покаявшихся за свою долгую земную жизнь Адама и Евы. Они пребывают на Небесах и находятся среди святых праотцев.


* * *


Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.


В память об этом православные люди так же испрашивают прощения друг у друга. Но просить прощения можно не только у единоверцев. Помириться можно со всеми, кого мы обидели, чтобы зло ушло из нашего сердца. Все мы несем перед Богом вину, на нас лежит тяжесть первородного греха. Испрашивая прощения у ближнего и прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи. Мы просим Господа простить нас и надеемся, что Он услышит наши молитвы. Будем же всепрощающими и милостивыми, снисходительными к проступкам ближних, ведь и у нас есть свои грехи, о которых мы просим прощения у Бога в Прощеное воскресенье.


Грядущий Великий пост – время покаяния. Покаяние – это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.


– Откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?


– Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15). Это неизменное евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.


Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.


– Мы ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого Поста?


– Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, то есть действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.


– А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?


– Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако изначально это очень разные по смыслу слова.


Гораздо легче сказать «извини», чем «прости».


«Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».


А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.


Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит – принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно – но принять.


– Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?


– Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь – и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются, то есть теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».


Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно