Похвала Пресвятой Богородицы - праздник Православной Церкви в память заступничества Пресвятой Богородицы. Празднование также известно как Суббота Акафиста.
Празднование в субботу пятой седмицы Великого поста
Праздник был установлен в IX веке для восхваления Божией Матери за неоднократное избавление Константинополя от нашествий врагов. Среди побед, ставших причиной учреждения праздника, было чудесное избавление города от соединённых сил агарян и персов, которые подошли к Царьграду с моря и с суши, но были во множестве рассеяны и потоплены внезапно поднявшейся ночной бурей. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную ("акафист" по-гречески) песнь: "Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!"
Праздник также стал хвалебным воспоминанием о снятии осады с Константинополя летом 626 года. В то время город был осажден аварами и славянами. Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены. Народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, и опасность была отвращена. По этому поводу к уже составленному Великому акафисту Божией Матери был добавлен благодарственный проимий.
Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы отмечался торжественным пением Великого акафиста в субботу пятой седмицы Великого поста. Иосиф Студит написал канон на Субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили благодарственные молитвы в честь всесильного воеводства Божией Матери.
Сначала праздник акафиста совершался лишь в самом Константинополе, в Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс Ее. Позднее праздник был внесён в уставы монастырей святого Саввы и Студийского и потом в церковные Богослужебные книги, таким образом сделавшись общим для всей Восточной Церкви.
При совершении торжества Похвалы Пресвятой Богородицы, Церковь утверждает кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми.
В современной Богослужебной практике Великий акафист в субботу пятой седмицы Великого поста поётся на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) - не весь сразу, а раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.
Ака́фист (греч. неседальное [пение], т. е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам.
Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице ("Взбранной Воеводе..."), был составлен в начале VII века в память избавления Константинополя от нашествия врагов.
Акафист ко Пресвятой Богородице изначально - как единственный в своем роде - именовался просто "Акафист", и только спустя столетия, когда появились другие подобные песнопения, за ним закрепилось название "Акафист ко Пресвятой Богородице" или "Великий акафист". Таким образом, само слово акафист из обозначения конкретного текста превратилось в обозначение жанра.
Войдите или