По преданию, изначально эта икона была родительским благословением иноку Евфимию. Евфимий родился в конце XVI века в городе Устюге в небогатой семье. Всей душой он стремился к монашеству, в юности оставил родительский дом и, взяв благословение родителей — Смоленскую икону Божией Матери, поступил в монастырь. Когда родители умерли, он похоронил их и с братом ушёл в Казань. В 1615 году в 17 верстах от Казани инок Евфимий нашёл глухое место, окружённое семью озёрами (впоследствии эти семь озёр слились в одно большое озеро) и основал иноческую обитель. Так икона и пустынь, основанная иноком Евфимием, стали называться Седмиезерными.
В июне 1654 года в Москве началась эпидемия чумы, постепенно перешедшая из столицы в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города. Население из городов бежало в леса и пустынные места. Для избавления от эпидемии властями было решено принести из Седмиезерной пустыни в Казань икону Божией Матери, уже прославившуюся своими чудесами. Жители Казани вышли с крестным ходом навстречу иконе за две версты от города. Впоследствии на месте сретения иконы была устроена часовня и водружён крест, а позже основан монастырь. Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе, после чего эпидемия чумы начала утихать. Жители Казани начали носить икону по домам, и болезнь полностью прекратилась. После недельного пребывания иконы в Казани монахи Седмиезерной пустыни попросили возвратить её обратно в монастырь. Казанцы устремились в храм, чтобы совершить молебен и попрощаться с чудотворным образом Пресвятой Богородицы. После совершения Всенощного бдения люди стали поднимать икону, но вдруг забушевала буря, наступила темнота, пошёл дождь и снег. Когда всё стихло, люди увидели, что правая рука Богородицы на иконе изменила своё положение, — с тех пор она изображена в виде благословляющего перстосложения. Жители предположили, что иконе Богородицы ещё не настало время уйти из Казани, и чудотворный образ оставался целый год в городе.
В 1655 году митрополит Казанский препроводил икону в Седмиезерную пустынь, однако на следующий год чума снова появилась в Казани и свирепствовала ещё больше. Летом эпидемия снова повторилась. Оба раза жители приносили из Седмиезерной пустыни икону Богородицы, и это спасало город от моровой язвы.
В 1771 году чума снова появилась в Москве и в Казани. Жители снова прибегли к помощи Царицы Небесной и обнесли Её икону вокруг города и по всем домам в нём, после чего чума снова прекратилась. В память избавления от моровой язвы Седмиезерную икону ежегодно 26 июня (по старому стилю) приносили в Казань на целый месяц. В обители же празднование иконе совершалось 13 октября (26 октября по новому стилю).
В 1804 году от Седмиезерной иконы совершилось исцеление коменданта Казани генерала Кастелия от болезни в ногах. Из записей о чудесах этой иконы явствует, что по молитвам перед чудотворным образом исцелялись слепые, расслабленные, бесноватые.
Почитание этой иконы также связано с памятью преподобного Гавриила (Зырянова), старца Спасо-Елеазаровской пустыни, наместника Седмиезерной Богородицкой пустыни. 7 ноября 1883 года иеромонаха Тихона (Зырянова) перевели в Седмиезерную Богородицкую пустынь духовником братии. С 1883 по 1908 год он проводил много крестных ходов и молебнов по окрестным сёлам с чудотворной иконой. Одно из чудес он описал своему келейнику. Летом, в три часа пополудни, когда молебен уже подходил к концу, иеромонах Тихон взял в руки чудотворную икону, вознёс её над головой, чтобы благословить народ. Но у послушников и прихожан были испуганные лица. Они упали на колени и взывали: «Господи, помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас! Не оставляй нас!» Он видел, что весь воздух вокруг стал розовым. По окончании молебна иеромонах Тихон узнал, что во время чтения молитвы икона начала мерцать и сиять — вокруг неё был сияющий венец, а когда он стал благословлять народ, все увидели, что сияющий венец стал огромным и покрыл иеромонаха Тихона, всё вокруг изменилось. Народ и братия обители поняли, что икона «уходит», и начали молить Пресвятую Богородицу о том, чтобы чудотворный образ остался в пустыни. Видя много чудес от иконы, иеромонах Тихон думал о том, как жить в Боге, чтобы приблизиться к Его любви, и для большего смирения просил себе болезни. Вскоре иеромонах Тихон тяжело заболел и лежал в расслаблении пять лет и принял схиму с именем Гавриил. Когда силы немного вернулись, старец Гавриил организовал строительство храма в Седмиезерной пустыни в память преподобного Евфимия Великого (небесного покровителя основателя Седмиезерной Богородицкой пустыни монаха Евфимия) и святителя Тихона Задонского (своего небесного покровителя). 16 октября 1899 года храм был освящён. В 1902 году старец Гавриил был назначен наместником Седмиезерной пустыни.
Празднование этой иконе торжественно совершается в Седмиезерной Богородицкой пустыни, а также в Казани, по Прикамью и Поволжью.
В настоящее время чудотворный образ Божией Матери пребывает в Петропавловском кафедральном соборе в Казани. Хранящаяся в алтаре собора Седмиезерная икона Богоматери еженедельно выносится в храм для служения.
Отличие от Смоленской иконы Божией Матери в том, что правая рука Богородицы на Седмиезерной иконе изображена в благословляющем перстосложении.
К сожалению, акафист этой иконе в годы гонений на Русскую Православную Церковь в советский период был утрачен.
Иконографический тип образов Пресвятой Богородицы с благословляющей десницей был известен на Руси и до явления чудотворной Седмиезерной иконы Божией Матери. Такие иконы встречались с начала XVI века.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Войдите или