«Святое лобзание» - традиционное византийское изображение первоверховных апостолов Петра и Павла. На иконе запечатлён момент взаимного приветствия учеников Христовых, чьи жизненные пути пересекались не менее трёх раз. Первая встреча произошла в Иерусалиме спустя 3 года после обращения святого Павла и продолжалась 15 дней (Гал. 1: 18). По слову святителя Иоанна Златоуста: «Предпринятое путешествие (ради Петра) было доказательством великого уважения к нему (Павла), пребывание же в течение стольких дней показывало дружественное расположение и искреннюю любовь их между собою». Вторая встреча случилась через 14 лет на Иерусалимском соборе апостолов (Гал. 2: 1-10; Деян. 15: 5-21). Следующая состоялась в Антиохии, когда Павел обличил Петра в лицемерном отношении к христианам из язычников в присутствии обращенных иудеев (Гал. 2:11-14). Согласно толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, противоречие между первоверховными апостолами «было только видимостью» и «служило к исправлению учеников».
Апостол Пётр, который сначала носил имя Симон, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом Апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем во время рыбной ловли на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с Апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.
Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место среди Христовых Апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христом, то есть Мессией, за что удостоился наименования Кифа (Камень, по гречески - Пётр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.
Во время суда над Господом Пётр, побоявшись мучений, трижды отрёкся от Учителя. Как и предсказывал Спаситель, тут же закричал петух. Свое троекратное отречение от Господа Пётр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего Воскресения Господь вновь восстановил его в Апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих (то есть христиан). Согласно преданию, Апостол Петр каждое утро, услышав крик петуха, вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.
Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после Сошествия Святого Духа, сразу же произнеся сильную речь перед народом и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от Апостола Петра, была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их.
Внук Ирода Великого (того самого, что избил вифлеемских младенцев), Ирод Агриппа I, в 42 году начал гонение на христиан. Он умертвил Апостола Иакова Зеведеева и заключил Апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь Апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный.
Известно, что Св. Пётр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил Апостола от семидесяти Еводия). Апостол Петр проповедовал также в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Апостола Марка в первого епископа Александрийской Церкви. Отсюда он перешел в Грецию и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, Апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов Апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания Апостола Петра. Первое Соборное Послание Апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание Апостола утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием Апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.
Второе Соборное послание написано к тем же малоазийским христианам. В этом втором послании Апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает Апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также Святой Апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины Апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».
К концу жизни Апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую смерть в 67 году через распятие. Движимый глубоким смирением, Пётр сам попросил палачей, чтобы его распяли не так, как Божественного Учителя. Его распяли вниз головой.
Сейчас на месте мученичества Апостола Петра стоит величественный собор, носящий его имя. Первое здание базилики Св. Петра в Риме, которое стояло на том же месте, что и теперешний собор, было построено при святом императоре Константине Великом.
Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с античной культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с античными писателями.
Последующее образование Савл получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Савл, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона, он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины - в Дамаске.
Господь, усмотревший в Савле «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к Апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещён Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с Апостолами. Из-за покушения иудеев убить его, Савл отправился в свой родной Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Апостолом Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.
Вскоре после возвращения из Иерусалима — по повелению Духа Святого — Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое Апостольское путешествие (45 - 51 годы). Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме.
Вернувшись в Антиохию, Апостол Павел в сопровождении Апостола Силы предпринял второе Апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
После недолгого пребывания в Антиохии Апостол Павел предпринял третье Апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам и первое послание к Коринфянам. Восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило Апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.
В Иерусалиме из-за возникшего против него мятежа Апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя Апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, Апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима Апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам, к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону. Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.
Дальнейшая судьба Апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором Апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» — к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров (священников) по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской Церкви. Позже в своем послании к Титу Апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.
Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против Апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли Апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что священники ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее Апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с Апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далмацию и Италию, дошел до Рима, где оставил Апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании.
После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.
После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.
Апостол Павел, как и Апостол Пётр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным Апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.
Войдите или