Во все времена существования Церкви Христовой были святые врачи и целебники — люди, лечившие призыванием имени Христа и Его благодатию и своими медицинскими знаниями. Такие люди жили и в XX веке. Их медицинская специальность и светский авторитет не мешали им иметь крепкую и глубокую веру. 3 февраля 2016 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении страстотерпца праведного врача Евгения Боткина. Всю жизнь Евгений Сергеевич был искренне верующим человеком, на деле реализовавшим идеалы Христианства, о чём свидетельствуют отзывы современников, архивные документы и его письма. Лейб-медик добровольно последовал за Императором Николаем II в ссылку, разделяя все тяготы и скорби, и в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян с членами Императорской семьи в подвале дома купца Ипатьева в Екатеринбурге.
Евгений Боткин родился 27 мая 1865 года в Царском Селе, в семье выдающегося русского ученого и врача, основателя экспериментального направления в медицине Сергея Петровича Боткина, который был придворным медиком императоров Александра II и Александра III.
В детстве он получил прекрасное образование и сразу был принят в пятый класс Петербургской классической гимназии. После окончания гимназии поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, однако после первого курса решил стать врачом и поступил на приготовительный курс Военно-медицинской академии.
Врачебный путь Евгения Боткина начался в январе 1890 года с должности врача-ассистента Мариинской больницы для бедных. Одновременно с работой в больнице Е. С. Боткин занимался наукой, его интересовали вопросы иммунологии, сущности процесса лейкоцитоза. Через год он уехал за границу с научными целями, учился у ведущих европейский ученых, знакомился с устройством берлинских больниц. В мае 1892 года Евгений Сергеевич стал врачом Придворной Капеллы, а с января 1894 года вернулся в Мариинскую больницу.
В 1893 году он блестяще защитил диссертацию. Официальным оппонентом на защите был физиолог Иван Павлов.
В 1904 году началась русско-японская война, и Евгений Сергеевич, оставив жену и четверых маленьких детей, добровольцем отправился на Дальний Восток. 2 февраля 1904 года постановлением Главного управления Российского Общества Красного Креста он был назначен помощником Главноуполномоченного при действующих армиях по медицинской части. Занимая эту достаточно высокую административную должность, доктор Боткин часто находился на передовых позициях. Во время войны Евгений Сергеевич не только показал себя прекрасным врачом, но и проявил личные храбрость и мужество. Он написал с фронта множество писем, из которых составилась целая книга – «Свет и тени русско-японской войны 1904-1905 годов». Эта книга вскоре была опубликована, и многие, прочитав её, открыли для себя новые стороны петербургского врача: его христианское, любящее, безгранично сострадательное сердце и непоколебимую веру в Бога. По воспоминаниям очевидцев, несмотря на административную должность, он много времени проводил на передовой. За отличие в работе был награжден многими орденами, в том числе и боевыми офицерскими.
Осенью 1905 года Евгений Сергеевич возвратился в Петербург и приступил к преподавательской работе в академии. В 1907 году он был назначен главным врачом общины святого Георгия в столице. После смерти Густава Гирша царская семья осталась без лейб-медика. Кандидатура нового лейб-медика была названа самой императрицей, которая на вопрос, кого бы она хотела видеть на этой должности, ответила: «Боткина». Когда ей сказали о том, что сейчас в Петербурге одинаково известны два Боткина, сказала: «Того, что был на войне!».
Боткин был старше своего августейшего пациента – Николая II – на три года. В обязанность лейб-медика входило лечение всех членов царской фамилии, что он тщательно и скрупулёзно выполнял. Приходилось обследовать и лечить императора, обладавшего крепким здоровьем, великих княжён, болевших разными детскими инфекциями. Но главным объектом усилий доктора был цесаревич Алексей, болевший гемофилией.
Когда началась Первая мировая война, Евгений Сергеевич обратился с просьбой к государю направить его на фронт для реорганизации санитарной службы. Однако император поручил ему оставаться при государыне и детях в Царском Селе, где их стараниями стали открываться лазареты. У себя дома в Царском Селе Евгений Сергеевич также устроил лазарет для легко раненых, который посещала императрица с дочерями.
После февральского переворота 1917 года императорская семья была заключена в Александровском дворце Царского Села. Всем слугам и помощникам предложили по желанию покинуть узников. Но доктор Боткин остался с пациентами. Не пожелал он покинуть их и когда царскую семью было решено отправить в Тобольск.
В Тобольске он открыл бесплатную медицинскую практику для местных жителей. В апреле 1918 года вместе с царской четой и их дочерью Марией доктора Боткина перевезли из Тобольска в Екатеринбург. В тот момент была ещё возможность покинуть царскую семью, но медик их не оставил.
Иоганн Мейер, австрийский солдат, попавший в русский плен в годы Первой мировой войны и перешедший на сторону большевиков в Екатеринбурге, написал воспоминания «Как погибла царская семья». В книге он сообщает о сделанном большевиками предложении доктору Боткину оставить царскую семью и выбрать себе место работы, например, где-нибудь в московской клинике. Таким образом, один из всех заключенных «дома особого назначения» точно знал о скорой казни. Знал и, имея возможность выбора, предпочел спасению верность присяге, данной когда-то царю. Вот как это описывает Мейер: «Видите ли, я дал царю честное слово оставаться при нём до тех пор, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова. Я также не могу оставить наследника одного. Как могу я это совместить со своей совестью? Вы все должны это понять».
Доктор Боткин был убит вместе со всей императорской семьёй в Екатеринбурге в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Самые светлые качества его сердца – милосердие и сострадание, проявились и в последние минуты его жизни. По свидетельствам очевидцев тех событий, в последние минуты своей жизни, спускаясь глубокой ночью в тот страшный подвал, он, как и большую часть жизни, думал не о себе: его последними словами, которые слышал кто-то из охранников, были: «Ваше Величество, давайте я помогу Вам нести Алексея Николаевича, я вижу, как Вы устали».
Память о Евгении Сергеевиче Боткине сохранялась все эти годы, его почитали православные в России и за рубежом. В 1981 году вместе с другими расстрелянными в Ипатьевском доме был канонизирован Русской Православной Церковью Зарубежом.
На V Всероссийском съезде православных врачей, проходившем 1-3 октября 2015 года в Санкт-Петербурге, усилиями православного врачебного сообщества в Военно-медицинской академии была открыта памятная доска, посвящённая лейб-медику Царской семьи, при подготовке к Съезду была написана икона врача-страстотерпца, а резолюцией съезда было принято решение об обращении в Святейший Синод с просьбой о прославлении Евгения Боткина Русской Православной Церковью.
Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве 2-3 февраля 2016 года, благословил общецерковное почитание страстотерпца праведного Евгения врача (Евгения Сергеевича Боткина).
7 февраля 2016 года в Храме-на-Крови в Екатеринбурге, который построен на месте расстрела Царской семьи и их верных слуг, состоялось прославление в лике святых врача-страстотерпца Евгения Сергеевича Боткина.
Первый в России храм в честь святого врача Евгения Боткина был освящен в Москве 25 марта 2016 года на территории городской больницы №57. «Святой страстотерпец врач Евгений победил смерть, победил зло своей верностью Богу, верностью долгу, своей жизнью, которая была преисполнена любви. Он жил с Богом, и каждый из нас может приобщиться к Богу в этом храме», – сказал председатель Синодального отдела епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, обращаясь к сотрудникам и пациентам больницы.
Память святого страстотерпца праведного Евгения врача (Боткина) празднуется 4 июля по церковному календарю (17 июля по новому стилю), в день, когда он принял страдания вместе с Царской семьёй в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Святой Евгений является покровителем всех врачей, а также примером служения людям до последнего часа.
За несколько лет до своей кончины Евгений Сергеевич получил титул потомственного дворянина. Для своего герба он выбрал девиз: «Верою, верностью, трудом». В этих словах как бы сконцентрировались все жизненные идеалы и устремления доктора Боткина. Глубокое внутреннее благочестие, самое главное – жертвенное служение ближнему, непоколебимая преданность Царской семье и верность Богу и Его заповедям во всех обстоятельствах, верность до смерти. Такую верность Господь приемлет как чистую жертву и дает за нее высшую, небесную награду.
Войдите или