Уведомления
Настройки
23 3
Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа (Спас Нерукотворный). Икона. Новгород, последняя четверть XII века.

Как гласит предание, Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа появился, когда Спаситель с учениками проповедовал в Иудее. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их (Мф. 4: 23, 24).


На современной карте мира нет Осроены1 , однако в I веке нашей эры она располагалась между Тигром и Евфратом. Столицей ее был город Эдесса. Ныне это город Шанлыурфа в Турции. Правил страной царь Авгарь V Уккама (13–50 Р. Х.). Предание гласит, что он заболел проказой. Две тысячи лет назад этот диагноз сулил больному страдание, изгнание и смерть. Однако к Авгарю вслед за страшной новостью пришла благая весть о Христе. В его сердце вспыхнула вера: «Если взгляну на Его лик, исцелюсь». И Авгарь посылает в Палестину своего художника Ананию с просьбой упросить Христа посетить его или, на худой конец, согласиться на портрет.


Приблизиться к Спасителю Анания не смог, хотя письмо с просьбой посетить больного царя передал. Стараясь полностью выполнить повеление своего правителя, он решил нарисовать Господа. Чтобы получше разглядеть Его среди людей, он встал на камень и приготовился сделать набросок. Однако это оказалось невозможным: лицо Христа постоянно менялось под действием благодати, которая от Него исходила. Отчаянию художника не было предела. Ананию вдруг утешил Христос, обратившись к нему. Он попросил принести сосуд с водой и полотно (убрус). Омыв лицо, Он сложил полотно вчетверо, промокнул им лицо и протянул придворному художнику. На ткани без помощи человеческих рук отпечатался лик Спасителя. Иисус также передал изумленному художнику письмо для Авгаря, в котором указал, что Ему необходимо остаться в Иерусалиме, дабы исполнить предвечный Божественный замысел о спасении людей. Но Он заверил, что со временем отправит к царю одного из Своих учеников для спасения.


Осчастливленный Анания вернулся к Авгарю с Нерукотворным Образом Спасителя (его еще называют Мандилион — от греч. μανδύη, μανδύας — «убрус, мантия, шерстяной плащ»). Приложившись к образу, правитель исцелился, лишь на лбу у него осталась небольшая язва. Царь стал ждать обещанного ученика Христа. Им оказался апостол Фаддей, который с проповедью о Спасении пришел в Осроену после Вознесения Господа и дня Пятидесятницы. Именно апостол Фаддей крестил царя и множество людей в Эдессе. Уже после выхода из купели Авгарь обнаружил, что полностью исцелился.


Духовной радостью возрадовался царь и установил Нерукотворный Образ в нише над главными воротами города, свергнув оттуда идола, который прежде почитался в стране. Там же разместили и надпись: «Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья». Каждый входящий в город кланялся образу.


Авгарь воспитал в христианстве своего сына, и тот продолжил благочестивую традицию, а вот внук воспротивился жить по-христиански и впал в идолопоклонство. При виде лика Спасителя над центральными воротами совесть жгла его как огонь, поэтому потомок решил уничтожить его, а взамен поставить идола для поклонения. Замысел не удалось осуществить. Епископ Эдессы был предупрежден видением от Господа. Он велел замуровать нишу с Образом, поместив перед ним зажженный светильник.


Много лет они были сокрыты от людских глаз, но нет худа без добра. Спустя почти пять веков, в 544 году, Эдесское царство покорил персидский правитель Хосров. Взмолился епископ Евлалий, и ему было открыто местонахождение Образа Господня, с помощью которого жители осажденного города могли победить. Нишу раскрыли и увидели горящую лампаду у святого Образа. Но также чудесным образом отпечатался он на черепице, закрывавшей нишу. Обретенные святыни привели в священный трепет жителей города, а осаждавших — в ужас. Вдобавок к этому святое масло от лампады, которым епископ окропил неприятелей, разгорелось в пламя и устрашило нападавших.


Вторую нерукотворную икону также называют Керамион (Керамида), или «Спас на чрепии», то есть отпечаток с Образа на черепице. Впоследствии она была перенесена в сирийский город Иераполь, а император Никифор Фока, по преданию, перенес ее в Константинополь около 965 года. Согласно другому преданию, второй Нерукотворный Образ чудесным образом возник тогда, когда Анания, опасаясь язычников, спрятал его в груде черепицы.


Что касается первообразной Нерукотворной иконы Спасителя, она долгое время хранилась в Эдессе и почиталась христианами Востока. И лишь в X веке (19 августа 944 г.) император Роман Лакапин решил перенести его вместе с письмом Авгарю от Христа в Константинополь. Торжественно с молитвой святой Образ, прообраз всех христианских икон, вначале положили во Влахернской церкви, а на следующий день — в Святой Софии. Толпы людей сопровождали перенесение, с благоговением и трепетом касаясь Убруса. Через некоторое время византийский император повелел оставить его в Большом дворце в главном храме, освященном в честь Пресвятой Богородицы.


К сожалению, сейчас Нерукотворный Образ утерян. Его след потерялся в XIII, когда крестоносцы разграбили Царьград. Однако по всему миру, а больше всего на Руси осталось множество списков. Чудотворные, любимые людьми, они несут утешение и ободрение. Ведь с них взирает Сам Спаситель и смотрит вглубь, в самое сердце.


1 Эде́сское ца́рство, также Орроенское или Осроенское; Осрое́на — государство, существовавшее на территории западной, приевфратской области Месопотамии в 132 до н. э. — 244 гг., населенное преимущественно сирийскими народами (в основном ассирийцами), говорящими на арамейском языке, а также со значительным армянским населением, которое было сосредоточено главным образом на севере царства, в его столице — Эдессе.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно