Согласно апокрифическим Актам апостола Варнавы, после расставания с апостолом Павлом в 48 или 49 году апостолы Варнава и Марк отправились на Кипр и ночью высадились на берег в Кроммиаките (ныне Кормакитис). Оттуда, проходя через горы, они прибыли в Лампадист, где в это время находился Ираклий из города Тамас, который пришел навестить родственников. Апостол Варнава узнал киприота, которого он встретил в Китии во время первого путешествия на Кипр с апостолом Павлом и крестил с именем Ираклидий. Апостолы Варнава и Марк рукоположили Ираклидия во епископа Кипра и утвердили Кипрскую кафедру в г. Тамас. В другом месте Актов сообщается, что апостолы Варнава и Марк отправились из Кития в Саламин (Констанцию); они пришли в Нисы и вновь встретили там Ираклидия. Апостол Варнава наставил Ираклидия, как должно проповедовать Евангелие, управлять церквами и назначать священнослужителей, а затем вместе с апостолом Марком вернулся в Саламин.
Согласно греческому Житию, Ираклидий был сыном языческого жреца Иерокла. Апостолы Варнава и Марк попросили жреца указать путь к горе Хионод (ныне Олимбос (Хионистра)). Иерокл дал им в проводники своего сына, которого апостол Варнава обратил ко Христу и крестил в "Солейской реке" (очевидно, речь идет о р. Сетрахос, протекающей по горной долине Маратаса или, по мнению Алькена, о р. Карготис, протекающей по долине Солея; обе реки впадают в залив Морфу). Оттуда они отправились в Кормиакит (мыс и деревня на северо-западной оконечности острова; в Актах апостола Варнавы - Кроммиакит), а затем в Тамас, где к ним присоединился Мнасон. В Житии Ираклидий назван иереем и архиереем, что, по мнению Алькена, указывает на его епископский титул, о рукоположении его не сказано. Важное место в повествовании занимают рассказы о чудесах, совершенных Ираклидием и Мнасоном на Кипре: в Тамасе Ираклидий воскресил Аэтия, сына вдовы Трофимы, укушенного в поле змеей, а Мнасон - Трофиму, умершую от горя; Ираклидий исцелил бесноватого из Перата (ныне Пера, на правом берегу р. Педиеос, близ древнего Тамаса); по молитве Ираклидия моряки из Кереи (возможно, на Крите; в Актах апостола Варнавы упом. Корасий) были спасены от кораблекрушения, а затем приняли крещение; в Пафосе Ираклидий вернул зрение слепому и излечил больного, имеющего сухую руку; проходя мимо с. Литу-Колони (ныне Колони, близ Пафоса), Ираклидий исцелил бесноватую женщину. После возвращения в Тамас Ираклидий узнал о кончине своей сестры Иракли(ди)аны, которая умерла, не сказав, где она спрятала 30 номисм, оставленных ей на хранение Тимофеем из Лампадиста. Через 10 дней Ираклидий привел Тимофея на могилу сестры и спросил ее о местонахождении денег. Чудесным образом Иракли(ди)ана ожила на время и рассказала о тайнике, после чего Тимофей крестился. Подобное чудо описано в Житии другого кипрского святого - святителя Спиридона, епископа Тримифунтского.
Особого внимания заслуживают эпизоды Жития, в которых рассказывается о миссионерской деятельности Ираклидия и Мнасона на Кипре: после воскрешения Аэтия Ираклидий крестил 400 язычников; в Пафосе к вере были обращены 15 идолопоклонников; Ираклидий усмирил бурный речной поток, чтобы жители Перата смогли прийти к нему, креститься и получить наставление. Мнасон наказал ростовщика Александра, сделав его немым и недвижимым. Видя это, Геласий и три его сына-каменщика уверовали во Христа. Когда Александр раскаялся, Мнасон вернул ему способность говорить и двигаться, и тот обратился к вере. После того как некий Николай принес письмо от апостолов Павла и Варнавы, Ираклидий и Мнасон отправились проповедовать в Пафос, но язычники изгнали их из города. Они пошли в Курий, однако и там увидели процессию идолопоклонников и решили вернуться в Тамас. Когда умер сын язычника Филофея, отец призвал жрецов Аполлона и Артемиды из Перата и жрецов Асклепия, Диониса и Афродиты из Тамаса, чтобы они воскресили ребенка. Их усилия оказались тщетными, и жена Филофея Нимфа обратилась за помощью к Ираклидию. По молитве ко Христу ребенок воскрес, и вся семья Филофея крестилась. Через три дня толпа язычников напала на Ираклидия и Мнасона, желая разрушить церковь в Тамасе. Ираклидий обратился к Богу с молитвой, и тогда выломанная язычником Савином дверь ударила его по голове, после чего нечестивцы разошлись.
Согласно повествованию, Ираклидий и Мнасон не встретили ни одного епископа во время путешествия по Кипру, и на основании этого Алькен предположил, что изначально весь остров был обширной епископией с кафедрой в Тамасе. Житие Ираклидия, по мнению исследователя, является свидетельством в защиту древности Церкви Тамаса. Главенство Церкви Тамаса над другими Церквами Кипра было также отмечено в Актах апостола Варнавы.
В Житии Ираклидия рассказывается о том, как постепенно складывалась церковная иерархия на Кипре: Мнасон, названный в начале повествования учителем (ὁ διδάσκαλος), затем был рукоположен во пресвитера и, наконец, наследовал кафедру Тамаса, которую после него возглавил Родон.
Из членов христианской общины в тексте упомянуты: Клисипп вначале как диакон, затем как протодиакон церкви в Тамасе; Аэтий и Ромул, иподиаконы, и Герман, чтец; Аэтий, сын Трофимы, был назначен диаконом, а его мать стала диакониссой, как и Проклиана; Григорий, сын или муж знатной горожанки Тамаса Македонии, назван диаконом, затем пресвитером Тамаса; он должен был совершать литургию во время путешествия Ираклидия и Мнасона в Пафос; в конце жизни Ираклидия Григорий получил сан протопресвитера.
Ираклидий мирно скончался 17 сентября, Мнасон и другие христиане Тамаса с честью похоронили Ираклидия в пещере, где он совершал службу. По подсчетам Алькена, основанным, по-видимому, на возрасте Иракли(ди)аны, Ираклидий умер в 60 лет.
Согласно армянскому Сказанию, Ираклидий, сын Ираклия, начальника жрецов, слышал о проповеди апостолов Павла и Варнавы на Кипре (возможно, во время их первого путешествия) и уверовал. Вместе с Мнасоном, Родоном и Феодором, также сыновьями жрецов, Ираклидий скрывался в пещере на горе близ Тамаса. Апостол Варнава (во время второго путешествия) рукоположил Ираклидия во иерея, а Мнасона и Феодора назначил чтецами. Апостол Павел посетил пещеру, в которой Ираклидий и Мнасон устроили церковь, и прожил на острове год, проповедуя Евангелие. Затем Ираклидий посвятил Мнасона и Феодора в священнический сан; апостолы Павел и Варнава, назначив их троих пастырями Тамаса, покинули остров. В Сказании сообщается, что Ираклидий и Мнасон избавили от засухи Тамас; 200 жителей города обратились ко Христу. После воскрешения сына вдовы Трофимы к вере пришли еще 400 язычников. Заканчивается повествование письмом апостолов Павла и Варнавы, которое Николай из Финикии принес Ираклидию и Мнасону. В письме апостолы призывают Ираклидия и Мнасона проповедовать Евангелие жителям Пафоса. Никаких сведений о дальнейшей судьбе Ираклидия и о его кончине в армянском Сказании не содержится.
В Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) и некоторых других византийских Синаксарях Ираклидий назван священномучеником и в этом чине почитается в настоящее время на Кипре. Христофор Митилинский (XI в.) составил ямбический дистих в честь Ираклидия, где говорится, что Ираклидий был сожжен на костре. Служба Ираклидию была написана в поствизантийский период, отредактирована иеромонахом Парфением и опубликована в Венеции в 1774 году; впоследствии она многократно переиздавалась по разным рукописям. В XX веке монах Герасим Микраяннанит составил молебный канон в честь этого святого.
От мощей св. Ираклидия происходили исцеления больных и бесноватых. Честная глава и десница святителя хранятся в построенном на месте его погребения монастыре Ираклидия. Кроме того, частицы мощей святого находятся в Киккском и Махерском монастырях, в Кипрской архиепископии и в монастыре Хрисорройятисса.
В XI веке в честь св. Ираклидия была построена церковь, ставшая соборным храмом монастыря Иоанна Лампадиста.
Войдите или