Священномученик Анфим Иверский (или Ивериянин, Грузин) (1650-1716), митрополит Унгро-Валашский.
Память 13 июня (Груз.), 14 сентября (Рум.), 27 сентября/10 октября (Рус.)
Родился в 1650 году в Самцхе (Южная Грузия). Разносторонне одаренный юноша сопровождал царевича Арчила в России и плодотворно помогал в создании грузинской типографии. Возвращающегося из России Анфима пленили дагестанские разбойники и продали в рабство. Из рабства его выкупил Иерусалимский Патриарх Досифей и оставил при себе. Период пребывания в Иерусалимской Патриархии Анфим использовал для усовершенствования мастерства, углубления знаний. Уже известный художник, гравер и каллиграф, приблизительно к 1690 году, по приглашению Валашского господаря Константина Брынковяну отправился в Валахию.
По прибытии в Валахию Анфим возглавил создание типографии. Печатное дело в стране приняло невиданный размах. Анфим Иверский сумел превратить Валахию в центр Православия, снабжающий книгами весь христианский Восток. Вдохновителем, организатором и осуществителем всего этого был грузинский мастер, который всюду и всегда особо подчеркивал свое происхождение «от грузинского корня». Не забывая свою родину, где в 1709 году Анфим основал первую типографию в Тбилиси, он также проникся любовью к своему новому дому, где сыграл важную роль во введении румынского языка в церковную службу. Так, в 1693 году он издал Евангелие на румынском.
В 1694 году Анфима назначили настоятелем Снаговского монастыря. Здесь он основал новую типографию.
В 1705 году Анфима, «избранного из избранных настоятелей Влахии», рукоположили во епископа Рымникского, а в 1708 году возвели в сан митрополита Унгро-Валашского. Утверждение Анфима митрополитом было большим счастьем для всей страны. В связи с этим фактом настоятель одного из монастырей пишет:
«На Влахскую землю пришел большой человек, свет принес божественный Анфим, Венгро-Влахский иерарх, сын мудрого Иверского рода. Господь Бог наградил его неиссякаемым источником мудрости, дабы он мог совершать добрые подвиги и с помощью своей типографии принес пользу народу этой страны».
Под непосредственным руководством святого Анфима в Валахии построили более двадцати церквей и монастырей. Особо надо отметить построенный в центре г. Бухареста монастырь Всех Святых, который ныне в честь святителя часто называется "Анфимовым". Главные входные дубовые врата храма и резной грузинский орнамент на камне исполнил сам Анфим Иверский. Митрополит составил также устав для монастыря. Анфим придавал решающее значение вопросу независимости монастыря. Именно поэтому монастырь Всех Святых он объявил независимым от Греческой Церкви.
Со дня утверждения митрополитом святой Анфим неустанно боролся за освобождение Валашского народа от ига чужеземных захватчиков. В первый же день, представ перед паствой, Анфим в своей речи отметил:
«Вы сумели свято и незапятнанно сохранить Православие, несмотря на то, что окружены и туго связаны насилием других народов и переносите несметные лишения и беды, которые всегда приносят те, кто самовольно господствуют на этой земле. Хотя я был недостоин и младше других, как Давид был младшим среди своих братьев, Господь Бог, невзирая на мою бедность и инородство, поставил вашим пастырем. С вами буду я делить грядущие горести и беды, выпавшие на нашу долю!»
Его слова оказались пророческими. В 1714 году турки казнили господаря Константина Брынковяну, а в 1716 году - последнего господаря Валахии – Стефана Кантакузена, и на трон посадили фанариота Николая Маврокордата, покорного слугу завоевателей.
В эти тяжелые времена Анфим Иверский сплотил вокруг себя группу Валашских бояр-патриотов, целью которых было освобождение родины от господства турок и фанариотов. Заподозрив неладное, Николай Маврокордат приказал Анфиму добровольно отказаться от сана митрополита. Когда Анфим не подчинился, Маврокордат обратился с жалобой к Константинопольскому Патриарху Иеремии III. Собор епископов, на котором не присутствовал никто из румынского духовенства, утвердил «заговорщика и революционного подстрекателя восстания» предать анафеме, отлучить от Церкви и объявить недостойным монашеского сана.
Но Николай Маврокордат не удовлетворился лишением Анфима сана Унгро-Валашского митрополита, надо было изгнать его из Валахии, и он достиг своей цели: Анфим был изгнан на Синай, в монастырь святой Екатерины. Митрополита Анфима, преданного румынскому народу и любящего этот народ, глубокой ночью вывезли из города, так как боялись недовольства населения, но Анфим Иверский не достиг Синайской Горы.
14 сентября 1716 года, невдалеке от Галлиполи, на берегу реки Дульчия, протекающей по Адрианополю, турецкие воины зарубили святого Анфима Иверского и его раскромсанные святые останки сбросили в реку.
Так завершилась земная жизнь грузинского святого, который все свои неисчерпаемые силы, талант и знания посвятил восстановлению валашской народной культуры и укреплению духа этого народа в Православной Вере.
Святой Анфим Иверский был одним из самих просвещенных людей своего времени, владел многими иностранными языками - греческим, румынским, славянским, арабским, турецким, был сведущ в богословии, литературе и природоведении. Он был необыкновенно одаренным и блистательным знатоком во всех областях искусства. Был известен как великолепный каллиграф, мастер по резьбе на дереве и талантливый скульптор. Он был также реформатором литературного румынского языка, блистательным писателем и признанным оратором.
В 1992 году Румынская Церковь причислила Анфима Иверского к лику святых и днем его памяти постановила 14 сентября, день его мученической кончины. Грузинская Церковь воспоминает Анфима Иверского 13 июня. В Русской Православной Церкви день его памяти - 27 сентября/10 октября.
Войдите или