Родился отец Николай в 1862 году в Ярославской губернии в семье псаломщика и был старшим сыном из шестерых детей. После окончания Пошехонского духовного училища, Николай поступил в Ярославскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду, что давало право на поступление в Духовную академию. Однако для этого у семьи Николая не было средств: как старший сын, он должен был обеспечивать овдовевшую мать, младших братьев и сестер. С 1884 года Николай начинает служить псаломщиком в церкви Рождества Богородицы в Ярославле. Через несколько лет, женившись на дочери священника Софье Петровне Дьяконовой, Николай становится иереем.
Отец Николай Любомудров получил место священника в многолюдном торговом селе Лацкое. Там он развернул необычайно активную духовно-просветительскую работу: создал первую в округе библиотеку-читальню для крестьян (причем 100 рублей на библиотеку пожертвовал сам отец Иоанн Кронштадтский). В проповедях и публичных чтениях отец Николай вел неустанную борьбу с пьянством. Сам с юных лет являясь абсолютным трезвенником, он решительно осуждал употребление алкоголя и курение. Отец Николай создал образцовое садовое хозяйство и пасеку. На выделенных его семье десятинах церковной земли он разбил яблоневый сад. Крестьяне часто приходили к нему не только за духовным окормлением, но и с вопросами относительно ведения хозяйства, плодородия земли, и батюшка всегда помогал советом. Он выписал из Америки несколько сельхозмашин на конной тяге, которыми пользовались и крестьяне. Отец Николай был сторонником постоянного государственного жалования для приходских священников, считая унизительным и безнравственным получать за церковные требы деньги с крестьян-бедняков. Именно это обстоятельство было одной из причин того, что своим детям отец Николай дал светское образование.
Жизненный путь отца Николая был освящен благословением и молитвенной помощью двух великих российских святых – отца Иоанна Кронштадтского и патриарха Тихона. В 1898 году отец Николай тяжело заболел тифом. Его жена, Софья Петровна, будучи беременной, отправилась в Петербург и просила молитвенной помощи у отца Иоанна. Помолившись, отец Иоанн сказал ей: «Супруг выздоровеет, а ребенок родится здоровым». Вскоре отец Николай поправился, а сын в благополучном здравии прожил 93 года.
В 1918 году власть в селе Лацком захватили «красные». Видя, какой порядок устанавливают новые власти, отец Николай по настоянию детей обратился в епархию с просьбой о переводе на другой приход. Однако управляющий епархией архимандрит Иаков благословил его остаться на месте, сказав: «Если убьют – примешь от Господа мученический венец». Слова отца Иакова оказались пророческими, и отец Николай с покорностью воле Божией принял это решение епархиального начальства.
В селе Лацком многие мужчины ушли в ополчение для борьбы с большевиками, однако почти все крестьяне сразу же вернулись, не считая возможным надолго оставлять свое хозяйство. Когда они уходили, их родственники обратились к отцу Николаю с просьбой отслужить молебен об их здравии и спасении. Местные большевистские активисты обвинили священника в том, что он молится о даровании победы над большевиками. Прихожане отца Николая опять стали просить его уехать из села, чтобы спастись от расправы большевиков. Однако батюшка отказался, даже когда к селу подошел карательный отряд латышских стрелков.
На Дмитриевскую родительскую субботу он отслужил литургию и панихиду. После этого его арестовали прямо в церкви. Двое солдат привели отца Николая к капустному огороду, находившемуся на окраине села, и стали заряжать ружья. Они потребовали повернуться спиной, но отец Николай, стоя к ним лицом, перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!» — поднял руку и благословил их. Раздались два выстрела, отец Николай упал. Солдаты подошли к нему, выстрелили еще раз, сорвали серебряный крест и, споря о том, кому он должен достаться, поспешили в дом священника, где в это время другие члены отряда производили грабеж. Это произошло днем, в половине второго, 20 октября 1918 года (по старому стилю). Отец Николай был расстрелян без допроса, без объявления приговора, с ним не говорил никто из местных властей.
Убитого священника запретили вносить в церковь и отпевать. Прихожане похоронили его ночью, с тихим пением «Святый Боже». Отпевание отца Николая Любомудрова, после настоятельных просьб матушки, было совершено тремя знакомыми священниками только весной следующего 1919 года.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Дни памяти: 2 ноября (20 октября по старому стилю), в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Священномучениче Николае, моли Бога о нас.
Войдите или