Уведомления
Настройки
14 0
Купятицкая икона Божией Матери.

В 1182 году в окрестностях села Купятичи у реки Ясельда на Пинском Полесье, в то время бывшем независимым удельным княжеством в составе Великой Руси, произошло чудесное явление. Шестилетняя крестьянская девочка Анна пасла скот на месте, заросшем «купинами» или «купятами» (терновником). В зарослях Анна увидела необычайно яркий свет. Приблизившись, девочка нашла на дереве небольшой крест с Распятием на одной стороне и Богоматерью с Младенцем Христом — на другой.


Свою находку пастушка отнесла домой и спрятала в сундук. Однако, вернувшись к стаду, снова обнаружила крест висящим на дереве, и, решив, что это иной, подобный первому, положила его за пазуху. Придя домой, Анна не обнаружила крест ни у себя, ни в сундуке. В сопровождении отца девочка отправилась тогда на пастбище, и уже издали они увидели сияние вокруг дерева, на котором явился крест. Отец Анны рассказал о чуде соседям. Вскоре о бронзовом крестике, возвращающемся на дерево, узнали все жители села Купятичи.


Верующие восприняли чудо как желание Богоматери пребывать в этом месте. Крестьяне расчистили место явления иконы и построили храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, куда на почетное место перенесли крест. Святыню стали почитать и молиться Матери Божией. В ответ на молитвы Пречистая подавала болящим исцеления и являла другие милости просящим Ее помощи и заступления.


Литой бронзовый складной крест-энколпион (мощевик) около 12 сантиметров длиной и такой же ширины был двусторонним. На одной стороне креста находилось рельефное ростовое изображение Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом на левой руке, на оборотной стороне креста — Распятие. Крест стал почитаться как икона Пресвятой Богородицы, празднование которой было внесено в церковный календарь под 28 ноября. Став чтимой православной святыней, образ прошел в истории непростой путь.


Первые князья Пинского княжества — Ярослав и Ярополк, сыновья туровского князя Юрия Ярославича, были миролюбивы и стремились «к тихому житию». Но иногда всё же приходилось брать в руки оружие, чтобы защитить общий дом от набегов. Так, в 1183 году (через год после обретения Купятицкой иконы) дружина Пинского княжества участвовала в общем походе удельных князей на половцев — настолько успешном, что с тех пор их варварские грабежи прекратились. Когда же наступили тяжелые времена татаро-монгольского лихолетья, Пинщина не избежала страшной участи. В 1240 году во время набега татары разорили и сожгли село Купятичи, а с ним и Купятицкую церковь Пресвятой Богородицы. Но святая Купятицкая икона сохранилась в пепле неповрежденной, хотя оставшиеся в живых поселяне об этом долгое время не знали.


Второе обретение Купятицкой иконы Божией Матери произошло в конце XV века на месте сгоревшего храма. Странник-богомолец по имени Иоаким возвращался на родину из паломничества в Иерусалим. Путь пилигрима по воле Божией пролегал через Полесье. На старом пожарище открылась Иоакиму чудотворная Купятицкая икона. Богомолец, привлеченный «светлостью великой», понял, что это, должно быть, здешняя старинная, но утраченная когда-то святыня. Он не дерзнул взять с собой обретенный образ, вернулся в село и рассказал о находке жителям.


Крестьяне помнили о «своей» иконе, предания о ней передавались из уст в уста, из поколения в поколение. С великой радостью они приняли весть об обретении чудотворной иконы. В сопровождении священника крестным ходом перенесли святыню в церковь, отстроенную вскоре после набега татар. А Иоаким остался при церкви пономарем.


Изображена Богоматерь на иконе Ее Купятицкой как Одигитрия, «Путеводительница». О ней говорят: «Одигитрия Купятицкая — Заступница земли Полесской; во все времена подавала ее народу Свою благодатную помощь: укрепляла в вере, защищала от врагов, врачевала все недуги душ и телес, помогала при родах, спасала погибающих на суше и воде, вразумляла гордых, наказывала дерзких».


В 1495 году княгиня Мария пожаловала церкви в Купятичах дворище. А в 1630 году при Купятицком храме был основан православный Свято-Введенский Преображенский мужской монастырь. Вдохновительницей благочестивой идеи была набожная пожилая берестейская каштелянша Полония, вдова Григория Войны. Претворил замысел в жизнь ее сын, Новогрудский каштелян Василий Копец.


В стенах этой обители с первых лет ее существования подвизались белорусские святые преподобномученик игумен Афанасий Брестский (Филиппович) и игумен Макарий Пинский, настоятель Купятицкого монастыря в 1656–1659 годах. Первым игуменом Купятицкой обители с 1629 года был Иларион Денисович. Он известен тем, что оставил потомкам обширный труд: «Описание чудес Купятицкой иконы Божией Матери», в издании которого участвовал также Афанасий Кальнофойский, иеромонах Киево-Печерской лавры, который дополнил его своими толкованиями. Книга была издана в Киеве в 1638 году.


Монастырский храм обветшал, о чем доносил монах купятицкой обители Макарий Токаревский киевскому митрополиту Петру Могиле. Игумен сбор денег поручил своему наместнику Афанасию Филипповичу и послушнику Онисиму Волковицкому. Составленная Афанасием Филипповичем история его путешествия с этой целью в Москву была вместе с изображающей Купятицкую икону гравюрой в марте 1638 года поднесена царю Михаилу Федоровичу.


Купятицкая икона Божией Матери вела святого Афанасия по дороге его жизни, была его Путеводительницей, а преподобномученик был верным Ее слугой. То, что страшило по-человечески на крестном пути, святой превозмогал верой в Ее чудеса. И Она вознесла его, привела к царю московскому, королю польскому. Первый с благодарностью и благоговением принял образ Купятицкой Божией Матери, второй — фактически отверг это благословение.


Святой Афанасий называет «образ, в кресте изображенный Пречистое Богородицы "трубою", "знаком, упережаючим страшный суд Божий"». «Образ Богородици и тое справует, абы все и гретици узнали, же есть правдиве Кролевою Небесною и Добродейкою великою всему народу людскому», а «Крест знаменует (як хоругов гербовая) пристье Христово на суд справедливый барзо-барзо прудко». Преподобномученик видел в Купятицком образе Богоматери призыв к покаянию, возвращению к миру, правоверию.


Чудотворная икона укрепила святого Афанасия и дала силы подъять мученический подвиг: общественно-религиозный деятель, публицист, писатель-полемист XVII века, композитор, замечательный сын своей Отчизны в 1648 году был зверски замучен. Польские солдаты по приказу польских властей издевались, мучили, тайно убили и закопали в лесу святого Афанасия за то, что преподобномученик, повсюду нося с собой и прославляя Купятицкую икону Богородицы, выступал против Брестской унии, уничтожавшей Православие в Беларуси.


Во время войны с Речью Посполитой православный Купятицкий монастырь был захвачен католиками, а потом униатами. В 1655 году монахи с архимандритом Лазарем решили уйти в Киев, а святыню забрали с собой. Так чудотворный образ появился в Киевском Софийском соборе (в южном приделе апостола Андрея Первозванного). На новом месте чудотворная икона не осталась незамеченной. Верующие молились Богоматери, в ответ на молитвы совершались чудеса.


Митрополит Варлаам Ясинский (1690–1707) употребил большие усилия на устройство в 1700 году серебряной позолоченной «шаты» на икону (оклада-обрамления). В 1870 году для иконы был заказан в Петербурге деревянный резной киот в человеческий рост, который и сейчас находится на своем прежнем месте в приделе Андрея Первозванного Киевской Софии.


Начиная с 1638 года изображение Купятицкой иконы Богоматери по временам воспроизводится в гравюре различных изданий. Особенно показательным является его помещение в напечатанном в Киеве в 1659 году «Постановлении от его Царского величества з Войском Запорозким року 1659», где оно представлено уже как киевская святыня. Выбор Купятицкой иконы для исторического документа государственной важности — присяги вновь избранного гетмана войска запорожского Юрия Хмельницкого (1657–1662) —   свидетельствовал об особом почитании недавно прибывшего в Киев чудотворного образа.


Иной вариант иконографической схемы, с Богоматерью в короне и с князьями Борисом и Глебом по сторонам креста, можно обнаружить в напечатанном в 1674 году в Новгороде-Северском «Слове на Благовещение Пресвятой Богородицы» черниговского архиепископа Лазаря Барановича, стилистически отличающийся от предыдущего.


В Киев Купятицкая икона прибыла как широко почитаемая реликвия. Здесь начинается период художественной интерпретации образа, преимущественно в гравюре и золотном шитье. Очевидно, мастера как бы игнорируют материал оригинала: главным оказывается сам иконографический образ с необычной крестовидной композицией.


В Купятичи икона больше не возвратилась. Когда спустя 200 лет, в 1852 году, прихожане Купятицкого храма написали в Синод прошение о возвращении древнего образа Богоматери, им было отказано. Пробыв более 250 лет в Киеве, икона исчезла во время лихолетья ХХ века. Известно, что во время гонений на Церковь чудотворный образ перенесли из Софийского собора в созданный советской властью Киево-Печерский заповедник. В годы Великой Отечественной войны собрания заповедника сильно пострадали, а след древней Купятицкой иконы был утерян. Но Купятицкий образ Богоматери сохранился в крестах-энколпионах, гравюрах, шитье. Благодаря этому он дошел до современных поколений православных христиан и сегодня широко распространен в виде писаных икон и резных копий.


Сегодня на Белорусской земле, в Купятичах, сохраняется почитаемый рельефный крест XVII века. Считается, что эту копию сняли с явленной иконы, когда святыню уносили в Киев, сберегли в годы лихолетья и установили для поклонения во вновь построенной в XIX веке Никольской приходской церкви. Письменных исторических подтверждений этим данным, к сожалению, не оставлено. Но известны свидетельства помощи Божией Матери по молитвам перед этой иконой. В 2003 году произошло чудесное обновление образа. И, как и прежде, Купятицкая икона Божией Матери охраняет Белую Русь.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно