Уведомления
Настройки
23 2
Священномученик Иоасаф (Жевахов), Епископ Могилёвский.

5 декабря – день памяти священномученика, епископа Иоасафа (Жевахова). Фамилия грузинских князей Джавахишвили, или Джаваховых, Жеваховых, хорошо известна любителям истории XX века благодаря Николаю Давидовичу Жевахову, незаурядному журналисту, публицисту, эмигранту, автору ярких воспоминаний о красном терроре 1920-х годов. Впрочем, отметим, некоторые религиозные воззрения Николая Давидовича весьма сомнительны с точки зрения Православной Церкви.
У Николая Жевахова был родной брат-близнец Владимир, судьба которого сложилась совершенно иначе. Он прославлен в нашей Церкви как священномученик Иоасаф, епископ Могилевский.


По матери братья состояли в родстве с семьей Горленко, к которой принадлежал знаменитый святитель XVIII века Иоасаф Белгородский, и оба они много сделали для подготовки канонизации святого Иоасафа. Николай Давидович создал большой литературный труд о жизни Иоасафа Белгородского, а его брат всемерно подражал аскетическому подвигу святителя.


Владимир Давидович окончил юридический факультет Киевского университета, служил первоначально в Киевской судебной палате. О его прекрасных моральных качествах, о его честности и неподкупности говорит то обстоятельство, что пять раз он избирался почетным мировым судьей в Киевском уезде. Участковые и почетные мировые судьи в дореволюционной России – это была общественная должность для рассмотрения незначительных дел и споров. Такой судья проводил разбирательство по облегченной процедуре, если к нему обращались одновременно обе стороны. Вознаграждение мировой судья за свою работу не получал, это не было его профессией. Понятно, что в своих решениях судья руководствовался исключительно соображениями своей совести.


Владимир Давидович служил и в Киевском губернском правлении, одно время замещал должность вице-губернатора. Именно в период его государственной службы в Киеве произошло роковое для всей империи событие – 1 сентября 1911 года в театре, во время оперного антракта, выстрелом террориста был смертельно ранен председатель Совета министров Петр Столыпин, идеолог и автор знаменитой крестьянской реформы. Примечательно, что 4 сентября, именно в те часы, когда Столыпин умирал от ран в Киевской больнице, в 400 км от Киева, Белгороде, как раз проходили многотысячные народные торжества, связанные с канонизацией святителя Иоасафа, которые организовали братья Жеваховы.


Помимо административной работы, исполнения должности мирового судьи, Жевахов активно участвует в религиозной жизни, в духовно-просветительской деятельности. Он действительный член Православного миссионерского общества, один из учредителей Киевского отделения Православного Камчатского братства, которое занималось финансированием и организацией всей миссионерской деятельности на Дальнем Востоке. Средства, собираемые в Петербурге, Москве, Киеве, переправлялись во Владивосток, там на них строились деревянные церкви, часовни, школы, приюты, больницы, даже лепрозории, которые потом, в разобранном виде, перевозились на Камчатку и там собирались. Но, казалось бы, – где Камчатка и где Киев? Но Владимир Жевахов и его сподвижники близко к сердцу принимали все проблемы и нужны духовной Православной миссии, расположенной за много тысяч километров.


Неудивительно, что этот деятельный мирянин, столь глубоко вовлеченный в церковную жизнь, через некоторое время задумается и сам о принятии священного сана. Имя Владимира Жевахова вписано в историю Киева благодаря его попечению о древнем памятнике истории и культуры – Михаило-Архангельском Зверинецком монастыре. В глубокой древности, еще в XII веке, в урочище Зверинец, сегодня это центр Киева, южнее лавры, существовал монастырь. Но со временем о нем исчезла даже сама память.


Весной 1882 года произошло настоящее чудо: благочестивая жительница Киева, Феодосия Матвиенко, на рассвете увидела радугу и услышала какой-то странный гул, как будто проваливалась земля, причем одним своим концом радуга указывала на место провала. В полдень сюда подошел сосед Феодосии, художник Дмитрий Зайченко, и благодаря этим двум людям неожиданно была открыта, расчищена пещера древнего монастыря. Первоначально попечение о пещере несла братия расположенной неподалеку Свято-Ионинской обители, так продолжалось 30 лет.


В 1911 году, в осенний праздник Казанской иконы, у Зверинецкого монастыря появился новый покровитель. Как раз окончились торжества канонизации святителя Иоасафа, Владимир Давидович Жевахов в этот день решил помолиться за литургией в Ионинском монастыре, а потом вместе с отцом Валентином, наместником монастыря, посетить Зверинец. И душа его буквально воспылала любовью к этому святому месту. Жевахов берет в аренду участок земли и на личные средства начинает производить раскопки. Он расчищает древние кельи, открывает захоронения. Здесь им была найдена древняя икона Пресвятой Богородицы, названная Зверинецкой.


Появились монахи, при пещерах был основан скит, почетным попечителем его являлся Жевахов. Был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы, в нем придел во имя Иоасафа Белгородского.


Позднее, после революции, князь Владимир Давидович Жевахов будет в этих пещерах скрываться вместе с братом Николаем от большевиков, трудиться наравне со всеми послушниками.


Владимир не покинул Родину, как это сделал его брат. Пытался честно работать, преподавал иностранные языки, но разве мог видный грузинский князь избежать большевистской расправы?


В 1924 году он был в первый раз арестован, пока на 7 месяцев. Едва выйдя на свободу, обратился к Святейшему патриарху Тихону с прошением о принятии монашества.


Именно в построенном им Зверинецком надпещерном храме его постригли 24 декабря 1924 года с именем, конечно же, в честь святителя Иоасафа Белгородского. Через два года отец Иоасаф посвящен во епископы, назначен викарием Курской епархии, причем хиротония состоялась в Нижнем Новгороде. Это был глубоко мужественный, исповеднический шаг. Его сразу же арестовывают вновь в сентябре 1926 года, за распространение агитационной литературы контрреволюционного содержания, за поминовение во время богослужений бывшего императора, членов царского дома, бывших министров. Речь, наверное, шла о простом перечислении имен во время заупокойной панихиды. Отбывал срок на Соловках. С 1929 года в ссылке в Нарымском крае.


Только в 1932 году он смог вернуться к церковному служению, был назначен епископом Пятигорским, позже Чебоксарским, но практически не служил, ожидая новых репрессий. Святитель понимал, что в покое, на свободе его не оставят. Действительно, в 1933 году его вновь сначала выслали в северный край, потом освободили. В 1936 году он уходит на покой, поселяется в горячо любимом им городе Белгороде, дабы крепче прильнуть к той земле, которая хранила память о его святом предке.


Через несколько месяцев из Белгорода его переселяют в городок Боровичи Новгородской области, через полгода разрешают вернуться в Белгород, но только для того, чтобы там его немедленно арестовать, уже в последний раз.


4 декабря 1937 года постановлением особой тройки НКВД по Курской области владыка был приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян.


Имя святителя Иоасафа (Жевахова) было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских в 2002 году.


Автор текста - епископ Каскеленский Геннадий.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно