Преподобномученица Маргарита, в миру Евдокия Ксенофонтовна Закачурина, родилась в 1884 году в деревне Пахота Лежневского района Ивановской области. В семье было четверо детей: Евдокия, Анфиса, Фёдор и Анатолий. Родители были людьми верующими. После смерти матери отец женился вторично. С приходом в семью мачехи, у которой не сложилось добрых отношений с детьми мужа, детство Евдокии стало безрадостным.
В 1902 году в Иваново-Вознесенске была основана богадельня, при которой действовал храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В этом храме Евдокия стала петь на клиросе, у неё был красивый голос. Через некоторое время Синод учредил на месте богадельни женскую общину и в качестве настоятельницы была прислана из Владимира 54-летняя монахиня Августа.
В 1916 году община стала монастырём в честь Владимирской иконы Божией Матери. Здесь Евдокия приняла монашеский постриг с именем Маргарита.
Монахиня Маргарита трудилась на разных послушаниях, в том числе, была благочинной (так записано в протоколе допроса). Всего в монастыре подвизалось около ста насельниц.
В 1918 году власти преобразовали монастырь в трудовую земледельческую артель. Кроме полевых работ, насельницы монастыря занимались рукоделием. На заработанные средства были построены два деревянных домика недалеко от монастыря, в которых поселилось по несколько монахинь.
В 1927 году монастырские помещения были переоборудованы под казармы авиаотряда. Оставшись без жилья, монахини вынуждены были на скромные, заработанные в артели «Трудовая игла» деньги, купить маленький домик. В нем поселились монахини Маргарита и Евфалия (Екатерина Николаевна Калинина). Позже, к ним присоединилась монахиня Ксения (Григорьева). Их дом находился на 1-й Лежневской улице (ныне это место напротив кинотеатра «Лодзь»; дом был снесён в 1990 году).
После смерти своей сестры Анфисы, Маргарита взяла в свою келью на воспитание её семилетнюю дочку Машу Попову; вырастила её и выдала замуж за хорошего человека. По воспоминаниям родственников, Маргарита была очень доброй, трудолюбивой, энергичной и с чувством юмора. Она "никогда не снимала монашеского платья, даже в опасные годы".
22 марта 1937 года, после обыска, монахиня Маргарита была арестована по обвинению: "контрреволюционная деятельность, участница контрреволюционной группы монашества и церковников". Вместе с ней были арестованы монахини Феврония (Ишина), Тамара (Проворкина) и Мария Ивановна Дмитриевская, вдова священника. Они проходили по групповому делу "Сестричества преподобного Киприана", Ивановская область, 1937 г.". Виновной себя признала частично.
До вынесения приговора монахини содержались в Ивановской тюрьме. Позже они были переведены в тюрьму города Шуи, где условия содержания были тяжкие. По словам племянницы Ксении, отец ездил туда к Маргарите, привозил продукты и тёплые вещи. На головном платке, который он ей передал, Маргарита вышила образ Спасителя. После этого ей добавили срок.
27 июня 1937 года Особым Совещанием при НКВД СССР монахиня Маргарита приговорена к пяти годам ссылки в Казахстан.
В ссылке работала на руднике посёлка Майское Бескарагайского района Павлодарской области.
3 декабря 1937 года монахиня Маргарита была арестована в ссылке вместе с проживавшими с ней в одной комнате монахинями Февронией (Ишиной), Тамарой (Проворкиной) и Марией Ивановной Дмитриевской. Все они проходили по групповому делу "Монахини Маргариты Закачуриной и других. Город Павлодар, 1937 год.". Обвинение: "контрреволюционная деятельность и агитация, участница контрреволюционной церковно-монархической группировки монашества и церковников".
На допросе на вопрос о проводимой ими контрреволюционной работе все дали одинаковый ответ:
"Контрреволюционной работой при нахождении в ссылке в посёлке Майском мы не занимались, но среди жителей посёлка Майского мы вели постоянный разговор, что советская власть дана от Бога для наказания людей. Утверждали, что советская власть вскорости должна пасть, наступит власть, при которой можно будет проводить богослужения. Такие разговоры мы проводили на основании Писания и Евангелия".
Из обвинительного заключения:
"Находясь в ссылке на Майском руднике, служительницы религиозного культа систематически проводили контрреволюционную агитацию, к примеру: ссылаясь на писание религиозных книг, говорили: "Советская власть — это временное явление, и она неизбежно должна пасть". При объявлении положения о выборах в Верховный совет все они, как они распространяли агитацию, что "пишут на бумаге широкую демократию, что якобы выбирать кандидатов в депутаты Верховного совета будут все трудящиеся, а делают так, что кого сами хотят, того и выбирают". Ими же распространяется слух, что "конституция писана для обмана трудящихся, на деле её никто не выполняет".
Матушку Маргариту конкретно обвинили в том, что она "является участницей контрреволюционной группировки монашества и церковников, имела церковно-монархическую книгу "протоколы Сионских мудрецов", которую использовала в контрреволюционных целях, вела антисоветскую агитацию, распространяла провокационные слухи, за что была ранее сослана".
Уже на следующий день после ареста, 4 декабря 1937 года, тройкой при УНКВД по Восточно-Казахстанской области монахиня Маргарита (Закачурина) была приговорена к расстрелу.
Расстреляна 15 декабря 1937 года в 2 часа ночи. Погребена в безвестной могиле.
Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Дни памяти: 15 декабря (2 декабря по старому стилю), а также в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Святая преподобномученице Маргарито, моли Бога о нас!
Войдите или