Светоч веры, св. Даниил явился подобием живой лестницы, соединившей Небо и землю. Он родился в деревне Мерафа, что в переводе означает «пещеры», недалеко от сирийского гор. Самосаты в 409 г. Мать его долгое время оставалась бесплодной. Наконец, по своим усердным молитвам, она была извещена о скором появлении сына светоносным видением, которое знаменовало будущую славу святого. Когда ребенку исполнилось пять лет, родители привели его в соседний монастырь, чтобы посвятить мальчика служению Господу, как некогда пророка Самуила (ср.: 1Цар 1,19 и далее). Настоятель монастыря подвел его к алтарю и велел выбрать наугад одну из лежавших книг. Мальчик взял книгу пророка Даниила, именем которого и был наречен. Однако остаться в монастыре ему не позволили по причине малого возраста.
Когда Даниилу исполнилось двенадцать лет, мать сказала: «Дитя мое, я посвятила тебя Господу». После этого он тотчас сам отправился в один из расположенных поблизости монастырей и настойчивыми мольбами упросил удивленного игумена принять его в число монахов. Даниил с таким рвением приступил к трудам подвижничества и столь заметно преуспел в них, что вскоре настоятель счел его достойным монашеского пострига, к великой радости родителей юноши. С тех пор Даниил стал одним из любимых учеников отца-игумена.
Отправляясь однажды на собор архимандритов, созванный архиепископом Антиохийским, настоятель взял с собой Даниила. Так юный подвижник получил возможность осуществить заветную мечту – поклониться святым местам и посетить прп. Симеона Столпника [1 сен.], необычайный подвиг которого вызывал восхищение одних и порицание других. Когда участники собора прибыли к подножию столпа преподобного, все они были поражены невиданным мужеством великого подвижника, претерпевавшего добровольные страдания ради Христа, а изливаемый старцем свет Божественной любви заставил в изумлении замолчать тех, кто высказывал сомнения в его святости. Даниил, первым преодолев невольный трепет, охвативший всех стоявших, взял лестницу и поднялся по ней на его вершину, дабы испросить благословения у святого старца. Благословив юного монаха, прп. Симеон сказал: «Мужайся, Даниил, крепись и вооружись терпением, ибо ты претерпишь немало скорбей ради Господа. Но я твердо уповаю, что Господь, Которому я служу, укрепит тебя и пребудет с тобою во все время твоего пути».
Некоторое время спустя Господь призвал к себе игумена монастыря, в котором подвизался Даниил, и последний был поставлен его преемником (446). В то время ему было тридцать семь лет. Подобрав достойного наместника, Даниил вновь отправился к прп. Симеону Столпнику, у которого пробыл две недели. После он отправился в Святую Землю, где, поклонившись христианским святыням, углубился в безлюдную пустыню. Посреди пути перед ним вдруг предстал старец, походивший видом на прп. Симеона, который убедил его не подвергать себя понапрасну опасности от беспокойных самаритян, но идти в Константинополь, новый Иерусалим, украшенный множеством великих святынь, в окрестностях которого можно также без труда найти безлюдные места, тишиной подобные пустыне.
Достигнув предместий столицы, Даниил уединился поначалу в часовне Архангела Михаила, стоявшей в местности под названием Анапл (1), где провел в молитве семь дней. Затем, следуя примеру бесстрашных поборников веры, таких как Антоний, Павел и многие другие, Даниил с дерзновением проник ночью в языческий храм, бывший обиталищем бесов, весьма досаждавших путникам. Святой облекся, по слову апостола, в броню праведности и вооружился щитом веры и мечом молитвы (см.: Еф 6,14–17). Не обращая никакого внимания на оглушительные вопли и град камней, воин Христов усердно молился день и ночь, пока не обратил нечистых духов в бегство силой животворящего креста.
Затворившись затем в опустевшем храме, преподобный обратил его в место своего отшельничества. Слава святого привлекала многочисленных посетителей, и Даниил общался с ними лишь через небольшое отверстие. Нечистый дух, придя от этого в ярость, заронил семена ревности в сердца некоторых клириков храма Архангела Михаила, и те обвинили преподобного перед архиепископом св. Анатолием [3 ил.] в монофизитстве. Не поверив в первый раз клеветникам, мудрый архиерей призвал Даниила к себе в Константинополь для беседы. Услышав из уст преподобного самое чистое исповедание веры и лично убедившись в святости его молитвы, благодаря которой владыка исцелился от тяжкого недуга, архиепископ проникся к святому подвижнику искренней привязанностью. С трудом владыка отпустил его от себя, и Даниил в сопровождении ликующей толпы отправился обратно к месту своего затвора.
Девять лет спустя, когда преподобному шел пятьдесят первый год (460), ему в видении явился св. Симеон Столпник. Он стоял на вершине огромного столпа из облаков в окружении двух светоносных мужей. Им старец велел перенести Даниила к себе, заключил его в отеческие объятья и затем вознесся к Небесам, оставив духовного сына на столпе вместе с двумя Ангелами. Вскоре смысл этого видения стал понятен: один из учеников прп. Симеона, монах Сергий, прибыл в столицу, чтобы известить императора Льва I (2) о кончине великого столпника и передать ему кожаный куколь (3) преподобного. Поскольку император медлил принять его, Сергий в конце концов отдал драгоценную реликвию Даниилу – как бы новому Елисею, принявшему милоть пророка Илии, когда тот был взят Господом на небо (ср.: 4Цар 2,13).
Ободренный бывшими ему знамениями и извещенный во сне о том, что благоприятный час настал, прп. Даниил покинул затвор, чтобы, следуя путем прп. Симеона, самому взойти на столп. В сопровождении нескольких спутников преподобный отправился в путь, и вскоре посланный Господом белый голубь указал ему на столп высотой в два человеческих роста.
Когда об этом узнал владелец окрестных земель, императорский стольник Геланий, он пришел в негодование и вознамерился наказать преподобного за самовольное поселение в его владениях, но, напуганный внезапно поднявшейся бурей, которая уничтожила его виноградники, и видя упорство святого, решил оставить его в покое. Позднее, желая отдать дань уважения мужеству подвижника, он даже приказал соорудить поблизости еще один столп, высотой больше первого. К подножию второго столпа стали приходить ученики, проходившие там послушание под духовным руководством Сергия. Сам же Даниил, подобно распятому Христу, неподвижно предстоял взорам людей и Ангелов, всеми помыслами устремленный к Небу и живший лишь ради Господа.
И Бог вознаградил преданность Своего раба, обильно изливая благодать на тех, кто с верой приходил к столпу преподобного. Чудеса, знамения, исцеления и полные божественной премудрости слова привлекали к преподобному множество людей, среди которых было немало видных деятелей той эпохи: консул Кир, две дочери которого были исцелены св. Даниилом, императрица Евдокия (4) и сам император Лев, по молитвам преподобного обретший наконец наследника и в благодарность повелевший заложить третий столп.
Одолеваемые бесом зависти, еретики послали к преподобному знаменитую блудницу, но в нее неожиданно вселился бес и жестоко мучил. Освобожденная от этой напасти молитвой св. Даниила, женщина во всеуслышание изобличила все козни пославших ее людей.
Благоверный император, желая почтить великого подвижника, побудил архиепископа Геннадия (5) [17 н.] рукоположить преподобного в пресвитера, однако Даниил, противясь подобному замыслу, не позволил архиерею и его свите взойти к себе. Тогда св. Геннадий произнес чин рукоположения, оставаясь внизу, и под возгласы толпы «Достоин!» вознес молитву ко Христу, прося Его Самого незримо возложить десницу на Своего раба. Тогда прп. Даниил согласился принять священство и велел подать епископу лестницу, дабы тот мог взойти, после чего, по-братски обнявшись на вершине столпа, они преподали друг другу Святое Причастие.
Вскоре после того, как прп. Даниил взошел на третий столп, столица империи была опустошена полыхавшим целую неделю страшным пожаром (6). Преподобный заранее предсказал это бедствие, однако его предупреждения не были услышаны при дворе. После пожара император вместе с супругой пришли просить прощения у святого старца, моля заступиться за народ Божий ради избавления от последствий несчастья.
Вскоре разразилась сильная буря. Она поколебала столп прп. Даниила у самого его основания, так что он начал раскачиваться из стороны в сторону под ударами дождя и ветра, грозя святому гибелью, к ужасу взиравших на это людей. В другой раз, зимой, ветер сорвал с преподобного кожаную тунику, и тот всю ночь пробыл нагим под снегопадом. Наутро ученики обнаружили тело старца бездыханным и обледеневшим. Отогрев его, они с изумлением узнали, что духом преподобный все это время пребывал в некоей покойной обители, беседуя с прп. Симеоном Столпником. После этого император повелел соорудить на вершине столпа небольшое убежище, чтобы прп. Даниил мог укрыться от непогоды. Император Лев, высоко чтивший великого подвижника, часто приглашал гостивших у него иноземных правителей и послов поceтить преподобного, для чего поблизости был сооружен гостевой дом. Во время одного из таких визитов прп. Даниил выступил посредником в переговорах между императором и царем лазов Губазом.
Молитва служителя Божия, его пророческий дар и мудрость не раз способствовали торжеству правосудия и восстановлению справедливости. Когда император Зинон был низложен узурпатором Василиском (475), ставшим на сторону монофизитов и желавшим упразднить постановления Халкидонского Собора, архиепископ Акакий вынужден был вместе со своими сторонниками искать убежища в константинопольском храме Святой Софии. Прп. Даниил отверг все попытки Василиска привлечь его на свою сторону. По полученному от Бога знамению, он решил сойти со столпа и отправиться в город – как некогда св. Антоний, – дабы прийти на помощь Церкви.
В сопровождении множества людей, число которых все увеличивалось благодаря происходившим чудесам и исцелениям, преподобный направился сначала в Святую Софию. Там он произнес проповедь в защиту православной веры, а затем повел людей ко дворцу в квартале Евдомон, где скрылся узурпатор. Перед воротами дворца св. Даниил в знак проклятия отряхнул прах со своих ног, по слову Евангелия (ср.: Мф 10, 14), и то же самое сделали все собравшиеся, после чего башня дворца внезапно обрушилась. Напуганный Василиск вышел к народу, заявил о своей приверженности Православию и перед всеми людьми примирился с архиепископом Акакием. После этого прп. Даниил, приветствуемый восторженной толпой, вернулся на столп, предсказав тогда же скорую смерть Василиска и возвращение на трон Зинона. Последний относился к преподобному с глубоким почтением, как и его преемник Анастасий. (7)
Со временем столп прп. Даниила превратился в одно из наиболее почитаемых мест в окрестностях Константинополя, и к нему отовсюду стекалось множество людей. Поэтому император, несмотря на возражения святого, приказал построить там большую гостиницу, а в основанной поблизости церкви были положены мощи прп. Симеона Столпника, доставленные из Антиохии.
Сам же Даниил, недоступный для прилогов тщеславия и гордыни, подобно земному Ангелу, неизменно взирал телесными и духовными очами на одного только Господа. Все творимые по его молитвам чудеса служили ему к еще более глубокому смирению, ибо он никогда не относил их на свой счет, но отправлял посетителей приложиться к мощам прп. Симеона либо предлагал им помазать себя елеем из лампад, горевших на его гробнице.
Это глубочайшее смирение прп. Даниил явил даже при своей кончине. Предсказав свою скорую смерть, святой заболел. Тогда император Анастасий распорядился приготовить ему торжественное погребение, однако Даниил взял с него слово, что его тело не будет закопано, но на него положат мощи св. Анании, Азарии и Мисаила [17 дек.], незадолго до того перевезенные из Вавилона в Константинополь. Подвижник хотел, чтобы те, кто придет к его гробнице с каким-либо прошением, благодарили за помощь не его, но этих святых мучеников.
За несколько дней до смерти старец, которому было восемьдесят четыре года, собрал вокруг себя многочисленных учеников, дабы преподать последние наставления и испросить их молитв. Из столицы тем временем прибывало множество людей, желавших проститься с преподобным. Ночью Даниилу предстал в видении собор всех святых, которые приветствовали его как одного из их числа и призывали служить вместе с ними Божественную литургию. Очнувшись от пророческого сна, преподобный причастился Святых Таин и на следующий день, 11 декабря 493 г., с миром отошел ко Господу. В самую минуту его кончины один человек, одержимый бесом, внезапно исцелился.
Тело святого с немалым трудом было снято с вершины столпа, на котором он неподвижно пребывал в течение тридцати трех лет, и предано земле в присутствии множества столичных вельмож и большого числа людей.
* * *
(1) На возвышенности на европейском берегу Босфора.
(2) Лев I Макелла (457–474).
(3) Куколем (кукулием) в древности называлось оплечье, крепившееся к головному убору монахов. В современном православном монашестве о его существовании напоминает легкая накидка («наметка»), покрывающая клобук во время богослужений и прочих официальных мероприятий, проходящих в монастыре.
(4) Дочь Феодосия II. Она посетила Столпника, вернувшись из Африки, где пребывала в плену у вандалов.
(5) 458–471 гг.
(6) 1 сентября 465 г.
(7) Анастасий I Дикор (491–518).
Автор жития - иеромонах Макарий Симонопетрский.
Войдите или