Славный мученик Христов Елевферий родился в Риме во II в. (1) Рано лишившись отца, он был воспитан в страхе Божием и любви к добродетели благочестивой матерью Анфией (2), принявшей крещение из рук учеников святого апостола Павла. Отданный на воспитание епископу Римскому Аникету (3), мальчик вскоре обнаружил столь замечательные дарования, что весьма быстро прошел все степени священства: в пятнадцать лет стал диаконом, в семнадцать был рукоположен в священника, а в двадцать лет (4) был посвящен папой в епископа Иллирийского (5). Несмотря на молодость, Елевферий горячей верой и ревностью о Господе достиг степени духовной зрелости, придя в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф4,13), и своим пастырским словом, усиленным многими чудотворениями, сумел обратить к вере большое число язычников.
Слава о святом епископе ширилась, достигнув, наконец, самого императора. Встревоженный растущей силой Церкви, он послал военачальника по имени Феликс в гор. Авлону, в Эпире, с приказом арестовать славного пастыря Христова. Однако, узрев лучезарный облик молодого епископа и услышав его кроткую проповедь, Феликс также уверовал во Христа, принял святое крещение и вместе с Елевферием смело предстал перед тираном, желая мученическим подвигом обрести вечное блаженство.
Св. Елевферий, оставаясь одинаково безучастным и к лести и к угрозам правителя, твердо исповедал Христа истинным Богом и заявил, что никакие муки не могут устрашить тех, кто возложил на себя крест Христов, и что принять смерть за веру есть для них блаженство, великая радость и обетование вечной Небесной славы. Святого мученика положили на раскаленное бронзовое ложе, а затем растянули на решетке, поливая кипящим маслом и прижигая тело различными орудиями. Но благодатью Божией он оставался совершенно невредим и сам громогласно обличал тирана за то, что тот преследует мирных овец стада Христова, подобно свирепому волку (ср.: Авв 1,8).
По совету городского префекта Коремона (6), отличавшегося изощренной жестокостью, для казни святого была устроена особая печь, внутри которой помещались обоюдоострые железные лезвия. Пока св. Елевферию готовили орудие казни, он возносил Господу горячую молитву за своих врагов. Внезапно свирепый Коремон, озаренный Святым Духом, собственными устами исповедал имя Христово и сам бесстрашно ступил в уготованную епископу пылающую печь. Заступлением Божиим выйдя оттуда живым и невредимым, он был тут же обезглавлен.
Св. Елевферию огонь также не нанес никакого вреда. Тогда его заключили в мрачную темницу, и голубь приносил ему туда пищу. Затем святого привязали к диким коням и пустили их вскачь, но Ангел Господень вновь избавил его от смерти и помог укрыться на вершине близлежащей горы.
Там он жил некоторое время в спокойствии, совершая в одиночестве положенные богослужения. Обитавшие рядом дикие животные, заслышав пение святого, в благоговении замирали, воздавая безмолвную хвалу Творцу. После того как убежище Елевферия было открыто охотниками, его вновь взяли под стражу и отправили в Рим. По дороге он обратил в веру Христову своих стражников и множество других язычников, возродив их души святым крещением.
В столице тиран повелел отвести мученика в амфитеатр и по случаю праздника отдать на растерзание львам. Однако свирепые хищники, подобно котятам, стали кротко жаться к его ногам. После всех испытаний святому епископу отсекли голову, и он покинул временную жизнь, чтобы удостоиться нетленного Небесного венца.
Едва только меч палача отпустил душу мученика навстречу Господу, как Анфия, мать Елевферия, бросилась к бездыханному телу сына и с нежностью заключила его в объятья. В ту же минуту палачи ринулись к святой и умертвили ее.
По существующему обычаю, св. Елевферию молятся женщины, носящие во чреве, прося благополучного разрешения от бремени (7).
* * *
(1) Существуют предположения, что он жил в правление императора Адриана (117–138) или же Антонина Пия (138–161).
(2)Или Еванфией.
(3) 133–166 гг.
(4) Правила, устанавливающие минимальный возраст рукоположения (двадцать пять лет для диакона, тридцать лет для священника и еще больший – для епископа), в ту эпоху еще не были утверждены. Их закрепление относится ко времени Неокесарийского Собора 324 г. и Шестого Вселенского Собора 681 г.
(5) Именем Иллирик называли в поздней античности территорию нынешних Греции, Албании, Сербии и Македонии. Здесь, по всей вероятности, имеется в виду прибрежная область с центром в Авлоне (ныне Влера в Албании).
(6) Или Коремвона.
(7) Согласно западной церковной традиции, св. Елевферий был епископом Апулийским в Италии.
Войдите или