Преподобный Антипа, в миру Александр Георгиевич Лукиан, родился в 1816 году в селе Калаподешти Текучского уезда Молдавии в семье диакона. Родители его были люди православные и весьма благочестивые. Жили они в большой бедности. Долго у Лукианов не было детей; наконец, по молитвам жены, у них родился сын Александр, впоследствии в схиме получивший имя Антипа.
Рождение будущего подвижника ознаменовалось особенным благоволением Божиим: мать родила его без болезни; затем, до конца жизни, осеняла его чудная благодать Божия. Ещё в детстве, когда он пас овец в глухом лесу, где водилось множество ядовитых змей, брал он их живыми без малейшего вреда в свои руки и тем приводил в ужас сторонних зрителей. С детства Александр был набожным и кротким, проявлял большое усердие в учёбе, в чтении духовной литературы. Рано лишился отца, мать после смерти супруга постриглась в монахини. Александр был отдан матерью в переплётную мастерскую, но, видя свое призвание в служении Богу, в 20 лет решил стать монахом.
После неудачной попытки поступить в Нямецкий монастырь был принят в небольшой монастырь в Валахии, стал духовным учеником затворника схимонаха Гедеона.
Александр Лукиан был пострижен с именем Алипий архимандритом Димитрием в монастыре, называемом Браз, и по его благословению отправился на Афон. Архимандрит Димитрий всегда удерживал стремившихся на Афонскую Гору, но на этот раз, к удивлению всех, он согласился отпустить туда Александра, прибавив, что сам предварительно пострижёт его в монахи. Так, напутствованный благословениями великого старца, отправился подвижник на Святую Гору. Отец Алипий поступил в греческий монастырь Эсфигмен. Четыре года отец Алипий трудился в поварне, потом перешёл к землякам - старцам-пустынникам Нифонту и Нектарию.
Отец Алипий принял схиму с именем Антипа и по благословению старцев стал нести подвиг отшельничества.
Весьма неохотно отпустил отец Нифонт схимонаха в пустыню и даже не дал ему ничего, что было необходимо для первоначального обзаведения на новом месте. С голыми руками вошёл пустынник в полуразвалившуюся отшельническую хижину; она была совершенно пуста, только в переднем углу на полке нашёл он небольшую икону Божией Матери, на которой от многолетней копоти нельзя было рассмотреть лика. Невыразимо обрадовался отец Антипа своей находке, почувствовав, что обрёл драгоценное духовное сокровище. Немедленно отправился он к знакомому иконописцу-пустыннику иеродиакону Паисию, переселившемуся из Киева на Святую Гору Афон, и стал просить его промыть икону, только как можно осторожнее, чтобы не повредить её и отнюдь не поправлять её красками. Никак не соглашался на таких условиях взять икону отец Паисий, и только по убедительным просьбам схимонаха решился, наконец, попробовать промыть её, хотя вполне сознавал всю бесполезность такой попытки. Однако вскоре возвратил он отцу Антипе икону совершенно новую, клятвенно уверив его, что она стала такою от одной простой промывки и что это явление чрезвычайно поразило его самого. "Она — чудотворная!" — в радости изрёк о ней никогда более с нею не разлучавшийся отец Антипа. Теперь эта икона находится в Валаамском монастыре.
Через некоторое время по просьбе старца Нифонта отец Антипа поступил в строившийся Молдавский скит, был рукоположен во иеромонаха и назначен келарем, в отсутствие игумена управлял скитом, исполнял обязанности духовника. Назначен экономом на подворье Афонского скита в Яссах, стал духовником двух женских монастырей. Занимался сбором средств для скита в Москве и Санкт-Петербурге, где приобрёл много учеников из разных слоёв общества.
В 1865 году прибыл на остров Валаам в скит Всех святых, где остался, найдя много общего с жизнью на Афоне.
Велики были молитвенные подвиги отца Антипы на Афонской Горе и среди шума мирского в городах Молдавии и России, но там они развлекаемы были, по необходимости, то рукоделием с целью пропитания, то обращением с мирскими людьми по делам монастырским и по сбору. В уединении же Валаамском молитва сделалась единственным и исключительным его занятием. Она занимала весь день и почти всю ночь подвижника. Кроме обязательного исполнения денно-нощной службы по церковному уставу, отец Антипа каждый день прочитывал два акафиста Божией Матери: один — общий и другой — Её Успению, и ежедневно полагал по 300 земных поклонов с молитвою о спасении всех усопших. Помянник отца Антипы был очень велик. Поминал он всех знаемых. Это поминовение продолжалось более часа. В определённое время, между службами и поклонами, занимался он умной молитвой и ей же посвящал свободные от установленного молитвословия часы дня и ночи.
В первую неделю Великого поста отец Антипа вовсе не употреблял ни пищи, ни питья; в такой же строгости соблюдал он пост в понедельник, среду и пятницу в течение всего года и в вечер праздников Рождества Христова и Богоявления: в эти два последних дня (сочельника) даже в предсмертной болезни своей, когда от сильного жара высыхал у него совершенно рот, не решался он облегчить своих тяжких страданий глотком воды. На четыре же непостных дня — воскресенье, вторник, четверг и субботу — для постника была достаточна та пища, которую ему раз в неделю приносили на обед в субботу.
Так подвизался отец Антипа круглый год в скиту, когда же приходил в монастырь, здесь он сообразовался с чином монастырским. В монастырь он приходил три раза в год — на Рождество Христово, на Страстную неделю и неделю Святой Пасхи и на всю неделю Пятидесятницы. Кроме этих определённых дней приводила его в монастырь ещё и необходимость духовной беседы с близкими ему лицами, приезжавшими для него на Валаам. Хотя приезды этих лиц крайне тяготили любителя безмолвия, но на них всегда отзывался он безграничным радушием. Здесь выражались его глубокая самоотверженная любовь к ближним, его тонкое благочестивое чувство, боявшееся чем-нибудь опечалить их. По целым дням тогда затворник находился в обществе женщин, пил чай, ел. "Как можешь ты соединять продолжительный скитский пост с таким неожиданным разрешением?" — в недоумении спрашивал его один из отцов валаамских. Он отвечал ему словами святого апостола Павла: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке".
"Батюшка, ты обращался много с женщинами, неужели не приходило тебе дурных мыслей?" — спрашивал его в последние дни его земной жизни один из преданных учеников. "Никогда! — отвечал ему сохранивший себя в девственной чистоте отец Антипа. — Не могут прийти такие мысли чадолюбивому отцу, тем более не могут прийти они отцу духовному. Единственным моим желанием по отношению к моим ученикам и ученицам было их преуспеяние духовное и вечное спасение их души".
Многие годы проводя в строгом подвижничестве, отец Антипа нисколько не расстроил здоровья; вообще он обладал здоровым крепким организмом. К лекарствам и лекарям в случае болезни он никогда не обращался. Принимая болезнь от руки Божией, от Божией же руки ожидал он и исцеления. Судя по его бодрому виду, трудно было предполагать, что он так скоро переселится в селения горние. В течение одного года сильнейший кашель совершенно обессилил и иссушил его и тихо привёл его к мирному преставлению.
В год своей болезни осенью стоял отец Антипа в своём уединении на молитве. Вдруг сделался шум: Афонский образ Божией Матери сам собою двинулся с места; другие иконы, бывшие около него, упали; образ Богоматери шествовал тихо по воздуху на протяжении целой сажени и остановился на груди у отца Антипы. Ужаснулся старец. С благоговением приняв образ, он поставил икону на место. Со слезами умиления поведал отец Антипа об этом одному из ближайших своих учеников только за три дня до кончины.
Болезнь быстро развивалась. По желанию отца Антипы его соборовали. Он видимо угасал. С любовью посещала его во время болезни братия, ближайшие его ученики в последние дни были при нем неотлучно.
В последнюю ночь часто подымал отец Антипа руки к небу и звал к себе своего любимого афонского старца схимонаха Леонтия — мужа святого и подвижника великого. "Леонтий! Леонтий! Где ты? Леонтий!" — часто повторял отец Антипа и как бы беседовал с пришедшим.
Под утро, чувствуя близость своего отшествия и желая быть причастником Божественных Таин на литургии, совершённой в последний день его жизни, отец Антипа просил причастить его. В полном разуме сподобившись принятия Божественных Даров, отец Антипа погрузился в тихую дремоту. Прошло два часа. Ближайший ученик его прочитал девятый час и стал читать акафист Божией Матери. Во время чтения акафиста тихо замолк навеки в течение всей жизни ежедневно усердием и верой возносивший Царице Небесной акафистные хваления отец Антипа. Скончался он в воскресенье, 10 января 1882 года, на 66-м году от рождения. Согласно завещанию отца Антипы, он был захоронен вне стен скита, чтобы паломники и духовные чада, в том числе и женщины, почитающие его, могли бы беспрепятственно приходить на его могилу. Известно было, что могила его находилась у часовни Крестных Страданий.
В 1960-х годах могила старца была вскрыта местными жителями. Не найдя драгоценностей, они засыпали её землёй, оставив надгробную плиту сдвинутой в сторону. Земля на могиле со временем просела, что помогло определить место захоронения старца при обретении его мощей 14 мая 1991 года после панихиды, совершённой на его могиле наместником монастыря игуменом Андроником (Трубачёвым). От обретенных мощей исходило сильное благоухание. На воскресном всенощном бдении 28 июля 1991 года мощи преподобного Антипы были перенесены в храм апостолов Петра и Павла, 24 сентября 1991 года - в храм Сергия и Германа Валаамских, где и пребывают в настоящее время.
Румынская Православная Церковь канонизировала преподобного Антипу из Калаподешти в 1992 году как единственного монаха из Румынии, который был причислен к лику святых на Афоне. В Румынии также действует монастырь во имя преподобного Антипы.
В 2000 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Антипы Афонского было включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Преподобный отче Антипо, моли Бога о нас!
Войдите или