Уведомления
Настройки
3 1
Архангелы Михаил и Гавриил возносят Святого Преподобного Неофита Затворника на Суд Божий. Фреска Энклистры (затвора) в монастыре Святого Неофита Затворника на Кипре. 1183 год. Иконописец: Феодор Апсевд.

Преподобный Неофит родился в 1134 году на Кипре, в деревне Като Дрис в районе Ларнаки, в благочестивой крестьянской семье. 


Семья жила очень бедно, и Неофит уже в раннем возрасте начал помогать отцу в полевых работах. Из-за этого у него не было времени посещать школу и обучаться грамоте. Но уже с детства Неофит очень любил церковные службы и особенно литургию. Когда ему исполнилось 18 лет, его родители, по обычаю того времени, сосватали ему хорошую девушку из богобоязненной семьи. Но даже в столь раннем возрасте будущий подвижник уже тяготился жизнью в миру и желал посвятить всю свою жизнь только Христу. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он бежал из дома и поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцовенди. Однако Кипр – маленький остров, и вскоре родители Неофита узнали, где он скрывается. После многочасовых уговоров будущий подвижник согласился вернуться с ними домой. Но по возвращении Неофит вновь начал говорить родителям о своём горячем желании последовать ангельскому (монашескому) житию. Он просил их дать своё благословение, и родители, увидев силу его веры и горячее желание уйти из мира, поддались его уговорам. Так он снова вернулся в монастырь Святого Иоанна Златоуста. Сразу же по своём прибытии Неофит начал просить игумена постричь его в монахи. Так и было сделано.


Несмотря на то, что Неофит был неграмотным, вскоре, по благодати Божией, он смог не только читать, но и выучил наизусть всю Псалтирь Давида. И действительно, Господь наградил подвижника великим даром – несмотря на то, что он ни единого дня не провёл в школе, Бог просветил его так, что труды святого могут сравниться с трудами великих святых отцов нашей Церкви. Он является автором многих трудов, общий объём которых превышает 5000 страниц. Святой Неофит написал слова пояснений на Псалмы, Песнь Песней, Шестоднев, толкование на Евангелие. Среди его работ также много посланий, проповедей, гимнографических текстов, а также духовных стихов и писем для своих духовных чад. Также святой Неофит известен как хронист, который вёл летописи того времени, описывая многие исторические события, в том числе и походы крестоносцев. Такое богатое письменное наследие возможно было оставить только по благодати Божией.


Многие события из последующей жизни святого подтверждают тот факт, что его дар был от Бога. Однажды, когда св. Неофит уже подвизался в уединении, его посетил священник, который очень почитал святого Диомида, и попросил подвижника составить такую проповедь о жизни святого Диомида, чтобы каждый, кто услышит её, захотел бы последовать примеру святого. Неофит, однако, не поддался на уговоры священника, так как ранее уже решил прекратить писать – из-за того, что некоторые люди, по наущению врага рода человеческого, были смущены обилием его письменных трудов. Но священник не хотел покидать его пещеру. По прошествии суток святой, все же поддался уговорам священника. В ту самую ночь святой Диомид сам явился затворнику во сне и попросил его написать его житие. Когда святой Неофит проснулся, то обнаружил, что это как раз был день памяти святого Диомида.


После пяти лет послушания на виноградниках игумен благословил святого стать монастырским экклесиархом, в качестве которого он провел ещё 2 года в монастыре.


Как признаётся сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158 года он прибыл паломником в Иерусалим и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».


Получив откровение, он возвратился на родину и нашёл приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра (то есть Затвор), которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине её обустроил келью с приготовленной для себя могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.


Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. В Божественном видении епископ Пафоса, Василий, увидел славу святого Неофита, и ему было открыто, что необходимо рукоположить его во священники. На протяжении четырёх лет епископ, который имел огромную любовь и почтение к Неофиту, уговаривал его согласиться стать священником. Наконец, святой Неофит принял предложение епископа и получил благодать священства.


Каждый день на Божественной литургии он приобщался Святым Дарам. Вместе со своими немногочисленными послушниками он начал строительство монастыря неподалёку от его пещеры.


Начиная с этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем - в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества.


Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Преподобный Неофит писал на кипрском диалекте греческого языка, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра.


Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которая предполагает малое число иноков.


Пещера Энклистра украшена множеством фресок. Самые первые из них были написаны ещё при жизни подвижника, по его заказу, в 1183 году. Для этого был приглашён известный иконописец того времени – Феодор Апсевд, кисти которого принадлежат также фрески в храме «Панагия ту Арака» в деревне Лагудера на Кипре. Так как святой Неофит большую часть времени проводил в затворе, то эти фрески были невидимы для посторонних глаз, следовательно, они были предназначены для молитвенного созерцания и аскетического делания самого подвижника, и поэтому были наполнены особым сакральным смыслом. Особо интересна фреска на потолке в алтарной части, изображающая Неофита (без нимба) между Архангелами Михаилом и Гавриилом, которые возносят его на суд Божий. Святой специально попросил иконописца написать это изображение в алтаре, чтобы каждый раз, когда он служит литургию, он мог вспоминать о Суде Божием, иметь память смертную.


Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1197-1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста – Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал её, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Тут он написал и большую часть своих книг, вновь обрёл столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава – «Завещание».


В 1191-м году, 6 мая, предводитель английских крестоносцев – король Англии Ричард Львиное Сердце – вторгся на Кипр и захватил остров по пути в Иерусалим. Ричард Львиное Сердце продал Кипр военно-монашескому ордену Тамплиеров, которые, в свою очередь, продали его разбитому султаном Саладином и лишённому престола Иерусалимскому королю Ги де Лузиньяну в 1192 году. Франки установили на острове феодальную систему, и все киприоты стали крепостными. Православная Церковь подвергалась гонениям, и многим образованным людям, а также большинству епископов пришлось покинуть остров. Используя похожие методы на юге Италии, в Сицилии, папство заставляло православных христиан стать католиками.


Святой Неофит в возрасте 58 лет был призван Господом нести новое послушание – стать духовным лидером всего Кипра. В 1196 году, под директивой Папы Целестина III, народ Кипра был отдан для духовного окормления Латинскому епископу, а также ряду викарных епископов. Такая папская политика была распространена во всех завоёванных землях, где проживали православные.


Святой Неофит возглавил сопротивление латинизации Кипра, не нарушая при этом обета пребывать в уединении в своей пещере. Регулярно он писал проповеди, которые отправлялись во все православные приходы Кипра. И в воскресенье или праздничный день священник зачитывал эту проповедь прихожанам, которые приходили на Божественную литургию. Православные христиане внимали этим проповедям с таким благоговением, словно они исходили от Самого Господа. Преподобный наставлял верующих на путь спасения. Его послания включали увещевания против лености в соблюдении постов и великих церковных праздников, а также призывы быть стойкими в противостоянии латинянам.


Преподобному Неофиту был открыт день его кончины; незадолго до этого он собрал всю свою братию и завещал им на словах, а также в письменной форме, какой образ жизни они должны вести после его кончины. Он также просил, чтобы после заупокойной службы его похоронили в той самой гробнице, которую он сделал своими руками вначале, в келлии Честного Креста. Он также сказал им, чтобы её затем замуровали, а на стене написали фрески, так как он хотел, чтобы его гробница была скрыта от людей. Он также выразил желание быть похороненным в одеждах, которые он сам приготовил заранее, а также в веригах, которые он носил, никогда не снимая. Он завещал братии пребывать в мире и согласии, вести угодное Богу житие и оказывать послушание игумену, которого они изберут. После того как он произнёс свои последние указания, он помолился за братию, дал им свое благословение и предал свою чистую душу в руки Божии.


Святой подвижник преставился ко Господу 12 апреля 1219 года, после того как он помог своими наставлениями Кипрскому народу противостоять усилиям папистов, которые хотели ввести людей в ересь и уклонить их от спасительного пути в Царствие Небесное.


И после преставления преподобного Неофита верующие Кипра постоянно ощущали присутствие святого, несмотря на то, что никто не знал, где находятся его святые мощи.


По милости Божией, мощи святого были открыты следующим образом. В 1750 году, 27 сентября, один монах случайно обнаружил, что за стеной в пещере Энклистра есть пустое пространство. Подумав, что там могут храниться сокровища, он пожелал найти их. Поддавшись искушению, ночью он дождался, когда все отцы заснут, и направился в келлию Честного Креста, прихватив с собой топор. Сделав отверстие в стене, он неожиданно пал без чувств, словно ангел Божий остановил его. Когда же он пришел в себя, то сразу побежал к игумену, чтобы исповедовать свой грех. Игумен, поняв, какое же именно сокровище было найдено, разбудил других отцов, и вместе они подняли мраморную плиту, которая закрывала гробницу. И в тот же самый момент вся келлия наполнилась необычайным благоуханием. С той самой ночи 28 сентября является праздником обретения мощей святого Неофита.


Преподобне отче Неофите, моли Бога о нас!

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно