Арденская — одна из старейших пород тягловых лошадей, центром возникновения которой является область Арденнских гор в Бельгии, Люксембурге и Франции. Ширококостные лошади с толстыми ногами использующиеся для тягловой работы. Встречаются различные масти, но вороные крайне редки и не заносятся в племенные книги. История породы уходит корнями к Древнему Риму, и хотя за это долгое время кровь многих пород лошадей примешивалась к арденской, существенное влияние на неё оказал только брабансон. В США первые ардены были завезены в начале XX века. Первая племенная книга породы была зарегистрирована в Европе в 1929 году. Порода использовалась при ведении военных действий и в качестве кавалерийских лошадей и для перевозки артиллерии. В настоящее время используется для тяжелых перевозок и сельскохозяйственных работ и в конных состязаниях. Также при их помощи улучшают и создают несколько новых пород лошадей в Европе и Азии.
Во Франции жеребцы арденской породы достигают в высоту 1,62 м, кобылы — 1,60 м, в то время как в Бельгии такие размеры являются максимально допустимыми. Вес арденов колеблется от 700 до 1 000 кг. Голова тяжелая с широким лбом и прямым или слегка выпуклым профилем. Лошади массивного мускулистого телосложения с компактным телом, короткой спиной и короткими крепкими ногами с сильными суставами. На путовом суставе присутствуют волосяные обрастания. Масть может быть гнедой, рыжей, чалой, серой, соловой или буланой; редко — темно-гнедой и светло-рыжей. Вороная масть крайне редка и не заносится в племенные книги. Белые отметины маленькие, обычно в форме звезды или проточины. Лошади скороспелы, для достижения зрелости им требуется малое количество корма несмотря на крупные размеры. Ардены свободны в движениях, имеют широкий шаг.
Арденская порода лошадей может быть прямым потомком доисторической лошади солютре и, возможно, происходит от типа лошадей, описываемых Юлием Цезарем в Записках о Галльской войне. Цезарь описывает лошадей Бельгии как «простых, сильных и неутомимых» и рекомендует их для использования в тяжелой кавалерии. Ранний тип породы использовался поздними римскими императорами при ведении военных действий. Считается, что предки арденов разводились на равнинах Арденнских гор, и это одна из старейших задокументированных пород тяжеловозов Европы. Высота лошадей этой породы в эпоху Римской империи достигала всего 142 см. Позднее, при Наполеоне, для достижения большей стойкости и выносливости лошади арденской породы были скрещены с арабскими лошадьми, после чего использовалась в Русской компании. В 1780 году рост арденов достигал 1,42-1,52 м, вес — 500 кг.
Арденских лошадей также скрещивали с першеронами, булонской лошадью и чистокровной верховой, но влияние этих пород осталось незначительным. В XIX веке производилось скрещивание с брабансоном, результатом которого стало нынешнее массивное телосложение. В связи с механизацией лошади стали не нужны для перевозки артиллерии. Это, а также необходимость в мясе, послужило причиной того, что у арденских лошадей стали наращивать массу и размеры. Вес представителей породы увеличился с 550 кг до нынешних показателей, что привело к снижению силы и выносливости. Первая племенная книга породы была зарегистрирована в 1929 году. На сегодняшний день ведется три отдельные племенные книги во Франции, Бельгии и Люксембурге, хотя эти три ветви породы часто скрещиваются между собой. В конце XX века с целью сохранения и распространения арденов в Великобритании было создано Общество лошадей арденской породы Великобритании, но собственной племенной книги или паспортов, выдаваемых британским правительством, оно не имеет до сих пор.
В Россию арденов завезли и начали разводить в первой половине XIX века с использованием брабансонов. Под влиянием отбора, условий кормления и содержания арденская порода приобрела здесь тип, отличающийся от европейского. Заводская работа с этими лошадьми велась в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В 60-70-х гг. были организованы отделения в Чесменском, Деркульском конном заводах. Арденская порода использовалась для создания русской тяжеловозной и владимирской тяжеловозной пород.
Лошади арденской породы использовались рыцарями Готфрида Бульонского во время Крестовых походов XI века. Считается, что Готфрид Бульонский въехал в Иерусалим на коне арденской породы.
В XVII веке ардены использовались в качестве ремонтных лошадей в кавалерии Анри Тюрена. Во время Великой французской революции эти лошади считались наиболее подходящими для перевозки артиллерии благодаря своим темпераменту, силе и выносливости. Наполеон использовал большое количество арденских лошадей для транспортировки артиллерии и грузов во время Русской компании. Считается, что это была единственная порода лошадей, способная перенести морозную зиму. Ардены перевозили артиллерию и во время Первой мировой войны в армиях Франции и Бельгии. Спокойный, уравновешенный нрав этих лошадей в сочетании с их активной и гибкой натурой делает их идеальными для использования в артиллерийских войсках. Эта порода считалась настолько ценной и полезной, что наряду с брабансоном в октябре 1914 года была определена немецким правительством наиболее ценной для захвата породой бельгийских лошадей.
В начале XX века в связи с нуждами сельского хозяйства, армии и транспорта эволюция породы пошла по трем путям:
старый арденец, высотой 1,60 м, коренастый, крепкий и быстрый;
северный арденец, называемый также трэйт дю норд, более массивный и толстый, скрещенный с упряжной бельгийской;
большой и мощный оксуа, скрещенный с булонцем и першероном.
Сегодня, благодаря своей хорошо развитой мускулатуре, эта порода используется для производства мяса. Конина является одним из широко употребляемых продуктов во многих европейских странах, например, во Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии. Также ардены до сих пор используются в сельскохозяйственных и лесных работах, для отдыха. Темперамент и мягкий нрав этих лошадей позволяет использовать их в конных соревнованиях по всей Европе, а также для горных прогулок и в иппотерапии. Эта порода хорошо известна своей способностью работать на труднопроходимой, горной местности.
Арденские лошади использовались для создания нескольких пород и подпород тяжеловозов: балтийской арденской породы и русского тяжеловоза. В Швеции распространены шведские ардены, хорошо соответствующие лесистой местности этой страны. Впервые эти лошади были зарегистрированы как подпорода в XIX веке, но сегодня они рассматриваются уже как отдельная порода, хотя их предки полностью состояли из арденов, завезенных из Бельгии и Франции. Довольно близка к адренам порода лошадей ауксуа. В 1920-х годах араденов использовали для улучшения породы комтойс, в частности для увеличения их размеров. Затем вместе с бретонской лошадью арденов использовали при создании сокольской лошади. Кроме того, порода трэйт дю норд основана на скрещивании арденов с брабансонами.
Войдите или