Уведомления
Настройки
17 1
Зоя Фёдорова.

Актриса Зоя Фёдорова на Ростовской кинохронике.


Есть актеры, о заслугах каковых надо напоминать еще при их жизни. А есть личности, судьба которых беспокоит и не даёт покоя.
 
Вот уже более трех десятилетий как нет с нами замечательной актрисы ЗОИ ФЁДОРОВОЙ. Её насильственная смерть в 1981 году повергла всех в шок, и до сих пор заставляет разбираться и строить догадки (свидетельство тому телесериал «Зоя», показанный по Первому телеканалу).
Актриса была любимицей целого поколения. Её безмерно любили, за образы созданные в первых советских кинофильмах. И за то, что прожила неординарную личную жизнь-одна из первых позволила себе влюбиться в иностранца. И потому что ее смерть до сих пор окутана завесой тайны. Но обо всем по-порядку.
 
Родилась Зоя Алексеевна в конце декабря 1909 года. И в конце 30-х прошлого столетия светленькая, круглолицая, с вздернутым носиком, очаровательная Зоя Фёдорова стала одной из самых популярных кинозвезд того времени. Известность актрисе принесла роль медсестры Зои в кинофильме «Подруги». Ковровая дорожка успеха стала расстилаться перед ее ногами, т.к. каждая новая роль приносила и укрепляла зрительское признание. Она создавала образы своих современниц - обаятельных, непосредственных, лукавых, озорных, смелых строительниц новой жизни. К ее ногам сыпались Сталинские (ныне Государственные) премии Советского Союза. То есть и руководящие органы признавали ее заслуги перед отечественным кинематографом, посему она трижды и становилась лауреатом самой высокой премии страны.
 
Но… Дальше следует остановка и в биографии актрисы, и в киносправочниках, повествующих о ней. Существует очень много версий и интерпретаций, связанных с этой жизненной и творческой паузой в 8 лет. Я расскажу свою - ту, которую слышала из уст самой Зои Алексеевны.
 
В юности я работала на Ростовской студии кинохроники. Однажды, режиссер Сергей Стародубцев предложил руководству киностудии снять художественный (!) рекламный киноролик. Хочу довести до сведения тех, кто нынче нападает на рекламу, что она была и 50 лет назад, правда, не в таких объемах.
Идею поддержали. На главные роли пригласили двух ростовских артистов Галину Иванову и Георгия Мартиросяна (ныне столичную знаменитость), и… заслуженную артистку РСФСР Зою Фёдорову!
 
Сюжет ролика был более чем прост. В сельской местности должна состояться свадьба. Главная героиня (Фёдорова) выдает замуж свою дочку. Идут последние приготовления к приему гостей, т.к. молодые поехали уже в загс. Но в самый неподходящий момент появляется… козёл, который стягивает со стола скатерть и соответственно всё, что на ней уже выставлено. А именно, разбивает посуду. Все в шоке, кроме хозяйки, - она вспоминает о сельском прокатном пункте  - бежит туда и… когда появляются молодожены, то на столах стоит еще более красивая и новая посуда!


На киностудии к съемкам готовились особо тщательно. Ведь приезжала легенда советского кинематографа (тогда её ещё называли «передовая ударница советского экрана»), а посему уж очень не хотелось выглядеть перед ней «первоклашками»…
Когда же она приехала, то внесла в творческо-производственный процесс только радушие, легкость и поделилась высокопрофессиональными советами, в которых так все нуждались.


Единственный «каприз», который позволила себе кинозвезда - это была просьба поменять местами новобрачных. Облик и стиль Георгия Мартиросяна ей так понравились, что она предложила: «Пусть лучше у меня будет сын!» А так как данная «перестановка» в киносценарии ничего не меняла, то режиссер-постановщик моментально согласился.
 
Снимали быстро, легко и самозабвенно. Вечерами нам, конечно, не хотелось расставаться с Зоей Алексеевной, и мы, под разными предлогами - вкусно покормить, показать достопримечательности города и т.д. приглашали ее в гости или приходили сами. И главное - уж очень хотелось всем узнать, что стоит за прочерком в биографии знаменитой актрисы с 1944 по 1956 годы. И вот, что она сама поведала.
В молодости, когда слава, в полном смысле слова, свалилась на нее, от поклонников самого разного ранга не было покоя. Но судьба распорядилась так, что она познакомилась с сотрудником морского посольства США (в последствии адмиралом) Джексоном Роджером Тейтом. Влюбилась и была очень счастлива.
 
Как, много позже, констатировала Фаина Раневская: «Тогда вдруг появилась вроде невиданная ранее мода - ходить на вечера и приемы в посольства союзников. Газеты даже трубили о боевом содружестве. Дружить с союзниками стало считаться чем-то вроде патриотического долга». Но на деле серьёзные связи такого рода необходимо было тщательно скрывать. Тот, кто не скрывал, мог сильно поплатиться.


Однажды актриса получила приглашение в Кремль. На столь ответственное свидание Зоя Алексеевна надела вечерний туалет и в назначенное время ожидала в кабинете аудиенции. И каково было ее недоумение, когда в ней вышел сам Лаврентий Берия, но… в домашнем халате. Давая тем самым понять, зачем ее привезли в «святая святых» советского государства.


Фёдорова, как могла корректно, выказала свое недоумение. На что, Лаврентий Павлович мило улыбнулся, попрощался и проводил до двери. В машине на заднем сидении Федорова увидела уникальный (по тем временам) букет, составленный из голубых роз! И она, забыв об инциденте, воскликнула слова восхищения, но тут же услышала комментарий водителя (человека, по тому времени абсолютно лишенного права голоса или малейшей реакции): «А это положишь себе на гроб!..»
 
Когда она родила - ее арестовали за связь с иностранным шпионом. Получила, без суда и следствия, 25 лет лишения свободы. На допросе ей сказали: «Если бы сделала аборт, то мы простили бы, а поскольку еще и родила «врага народа», вот этого простить не можем».


Дочь Викторию воспитывала старшая сестра Федоровой - Александра, которой помогала замечательная певица Лидия Русланова, к тому времени уже отсидевшая свой срок.
Отца Вики выслали из СССР как «персону нон грата». И он очень долгое время ничего не знал о судьбе Зои Фёдоровой. Но он не отчаивался. Постоянно писал письма с запросами. Ему никто не отвечал. И только через 18 лет получил письмо такого содержания: «Оставьте Фёдорову в покое. У неё, помимо вашей дочери, есть другие дети и много забот». Из этой фразы он впервые узнал, что в России есть дочь. После чего он с большей настырностью стал разыскивать свою любимую, которая сохранила и вырастила ему дочь. Упорство увенчалось успехом. Они сначала списались, потом созвонились.
 
И в тот момент, когда Зоя Алексеевна находилась в Ростове на съемках, решалась судьба её Вики. Та оформляла документы для поездки к отцу в США. Я была свидетельницей их разговоров, в которых Виктория (уже без страха, открытым текстом) говорила о том, что переживала. В 1975 году власти так просто еще никого не выпускали за кордон, поэтому строили всяческие препоны. Вика ежедневно рассказывала матери, что она… «не просто предательница Родины, но и алкоголичка, проститутка, воровка»… О том, что она уже была популярная актриса, снявшаяся в нескольких кинофильмах, в том числе «Двое», имевшем феерический успех, никто и не вспоминал.
Несмотря ни на что, Вика выехала к отцу. В Америке влюбилась и вышла замуж. Осталась. Родила сына. И постоянно приглашала мать.


Зоя Алексеевна, после окончания наших съемок, поддерживала со мной дружеские взаимоотношения. Я частенько бывала в командировках в Москве.
 
Актриса не раз приезжала в Ростов с программой «Товарищ кино». Поэтому, когда в декабре 1981 года я приехала в очередной раз в Москву, сразу позвонила ей. Долго не могла соединиться - то занято, а то, как будто телефонную трубку кто-то поднимал и молчал. И однажды я наобум, думая, что что-то произошло с аппаратом, прокричала: «Зоечка Алексеевна. Это я - ваша любимка-Наташа, что из Ростова». И вдруг в ответ услышала ее возглас - холодный, безотносительный и безапелляционный: «Зачем вы сюда звоните?..» И тут же - короткие гудки.
 
Я была удивлена, поражена и шокирована. Даже обиделась. Но через пару дней услышала - Зою Фёдорову убили в собственном доме. Позже мне ее сестра рассказала о том, что перед смертью Зое Алексеевне часто звонили по телефону и угрожали. Поэтому она в дом никого не впускала. А таких, как я, Зоя Алексеевна ограждала от лишних неприятностей, т.к. была уверена, что домашний телефон прослушивался.
 
Но, несмотря на это, в момент убийства на столе стояли две чашки, из которых пили кофе. Зоя Алексеевна отвернулась к книжной полке. В неё стреляли в упор…
 
Наталия ПЕРМИНОВА.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно