"Взыграние" ("Взыграние Младенца") - русское название одного из вариантов иконографического типа Богоматери Елеусы (Умиление), отражающее подчеркнуто эмоциональный характер взаимоотношений Богоматери с Сыном, изображенным играющим (или резвящимся). Название извода появилось на Руси в эпоху позднего средневековья, не являлось ни литературным эпитетом, ни топонимом, имело хождение преимущественно в среде иконописцев и любителей иконописи; случаи использования его в качестве сопровождающей надписи на самих иконах не известны. В большинстве композиций этого извода Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, порывисто тянется ручками к лику Матери, касаясь Ее подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Его фигура полна живого, нетерпеливого движения, так что Богоматери приходится удерживать Сына, нежно прижимая одну из Его обнаженных ножек (часто скрещенных).
Относительно происхождения иконографии «Взыграния» существовали различные мнения: Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв считали, что Византия позаимствовала ее из итальянского искусства XIV в., где композиция с играющим Младенцем получила широкое распространение. Большинство же исследователей (К. Вайгельт, А. Н. Грабар, Н. М. Беляев, П. Мильковик-Пепек, В. Н. Лазарев) не сомневались в византийском происхождении иконографии, по их мнению занесенной в Италию с Востока, однако каждый из них по-разному определял регион и время ее формирования.
Иконография «Взыграния», лишенная характерной для множества византийских Богородичных икон иератичности, получила широкое распространение в поствизантийском искусстве, особенно в славянских странах. Ее прототипом, очевидно, является не дошедший до нас древний образ Богоматери Пелагонитиссы, почитавшийся в местности Пелагония (Македония). О его существовании здесь говорят многочисленные повторения в сербской живописи, композиционно близкие типу «Взыграние» и уже с XIV в. сопровождаемые надписью: «Пелагонитисса» (напр., фреска 1318 года на алтарной преграде церкви Святого Георгия в Старо-Нагоричино). Об особом почитании этой иконы в Сербии свидетельствует тот факт, что ее изображения украшают ниши аркосолиев над гробницами кесаря Воихны и деспота Иоанна Углеши, потомков сербского королевского рода Неманичей в кафоликоне (соборе) сербского монастыря Хиландар на Афоне (60-е гг. XIV в.).
Все наиболее ранние изображения «Взыграния» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами.
Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в византийских памятниках комниновского времени. Иконографический тип «Взыграние» был распространен и в других восточнохристианских землях (среди наиболее ранних примеров - сирийская миниатюра в Книге псалмов 1203 г. - образ заключен в отдельную рамку).
Подобно некоторым древним византийским Богородичным иконам, жанровый характер изображения «Взыграния», скорее всего, сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции «Сретение Господне». Драматический характер движения Младенца Христа, порывисто хватающегося за край мафория Матери, более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери. Это соответствует текстам омилий (бесед святых) и проповедей, посвященных принесению Богомладенца в храм, для которых характерным является мотив «взыграния» Младенца, влекомого силой Своего жертвенного предназначения от Матери на руки Симеона, предвозвещающего страстной путь (Омилии на Сретение Григория Никомидийского). В ряде других текстов также подчеркивается антитеза ласкания Богородицей Младенца Христа и оплакивания Ею мертвого Сына: «Когда-то Я растила Тебя материнскими руками, когда Ты по-детски подпрыгивал и скакал, а ныне Ты лежишь на тех же руках мертвый». Иконография Пелагонитиссы является своего рода изобразительным синтезом этих противоположных смысловых акцентов.
В русcской иконографии к типу «Взыграние» относятся: Яхромская, «Взыграние» Акидимская, Угрешская «Взыграние» и другие иконы Божией Матери.
Войдите или