Уведомления
Настройки
52 1
Беседа Христа с самарянкой. Икона. Русский Север.

Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил мимо самарянского города, называемого Сихем. Перед городом с южной стороны был колодец, вырытый, по преданию, ветхозаветным праотцем Иаковом.
 
Иисус Христос, устав от пути, сел отдохнуть у колодца. Время было полуденное, и ученики Его пошли в город, чтобы купить там пищи.
 
В это время приходит к колодцу женщина-самарянка за водой. Иисус Христос сказал ей: "Дай Мне пить".
 
Эти слова Спасителя очень удивили самарянку. Она сказала: "Как это Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ведь иудеи с самарянами не сообщаются". (Иудеи обычно презирали самарян и старались не разговаривать с ними). 


Господь сказал ей: "Если бы ты знала дар Божий (т. е. великую милость Божию, которую послал тебе Бог в этой встрече), и Кто говорит тебе: "Дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую".
 
Спаситель назвал живой водой Своё Божественное учение. Потому что, как вода спасает жаждущего человека от смерти, так и Его Божественное учение спасает человека от вечной духовной смерти и ведёт к вечной, блаженной жизни. А самарянка подумала, что Он говорит про обыкновенную ключевую воду, которая у них называлась "живой" водой.
 
Женщина с удивлением спросила Его: "Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал (выкопал) нам этот колодец и сам из него пил, и дети его, и скот его?"
 
Иисус Христос сказал ей в ответ: "Всякий, кто пьёт эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; потому что вода, которую Я дам, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную".
 
Но самарянка не поняла этих слов Спасителя и сказала: "Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать".
 
Иисус Христос, желая, чтобы самарянка поняла, о чём говорит Он с ней, сначала велел ей позвать к Нему её мужа. Он сказал: "Пойди, позови мужа твоего и приди сюда".
 
Женщина же отвечала: "У меня нет мужа". Тогда Иисус Христос сказал ей: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".
 
Самарянка, поражённая всеведением Спасителя, обнаружившего всю её греховную жизнь, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями, чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. "Господи! Вижу, что Ты пророк, - сказала она, - отцы наши поклонялись на этой горе (при этом она указала на гору Гаризин, где виднелись развалины разрушенного самарянского храма), а вы говорите, что место, где должно поклоняться (Богу), находится в Иерусалиме". 


Иисус Христос ответил ей: "Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу (Небесному). Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев (т. е., что до сих пор только у иудеев была истинная вера, у них одних Богослужение совершалось правильное, угодное Богу). Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух (невидимый, бестелесный), и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". Т. е. истинная и угодная Богу служба есть такая, когда люди поклоняются Отцу Небесному не одним только телом и не одними только наружными знаками и словами, а всем своим существом, всей душой, истинно веруют в Бога, любят и почитают Его и своими добрыми делами и милосердием к ближним исполняют волю Божию. Храмы же Божии могут находиться в любом месте, в любой стране. 


Услышав новое учение, самарянка сразу сказала Иисусу Христу: "Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё".
 
Тогда Иисус Христос сказал ей: "Мессия - это Я, Который говорю с Тобою".
 
В это время вернулись ученики Спасителя и удивились, что Он разговаривает с женщиной-самарянкой. Однако ни один из них не спросил Спасителя, о чём Он говорил с ней.
 
Самарянка же оставила свой водонос и спешно пошла в город. Там она стала говорить людям: "Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?"
 
Люди вышли из города и пошли к колодцу, где был Христос. Между тем ученики просили Спасителя, говоря: "Равви (Учитель)! Ешь". Но Спаситель сказал им: "У Меня есть пища, которой вы не знаете". Ученики стали говорить между собой: "Разве кто принёс Ему есть?"
 
Тогда Спаситель, объясняя им, сказал: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня (Отца) и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите (поднимите) очи ваши и посмотрите на нивы (и Господь указал им на самарян - жителей города, которые в это время шли к Нему), как они побелели и поспели к жатве (т. е. как эти люди желают видеть Спасителя Христа, с какой охотой готовы слушать Его и принять Его)..."
 
Пришедшие же из города самаряне, из которых многие уверовали в Него по слову женщины, просили Спасителя побыть у них. Он пошёл к ним и пробыл там два дня и учил их. За это время ещё большее число самарян уверовали в Него. Они потом говорили той женщине: "Уже не по твоим словам веруем, потому что сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос".
 
Из предания известно, что самарянка, беседовавшая со Христом у колодца Иакова, всю последующую жизнь свою посвятила проповеди веры Христовой. За эту проповедь она пострадала в 66 году - она была брошена мучителями в колодец. Она известна как святая мученица Фотина Самаряныня (Светлана Самарянка).

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно