Уведомления
Настройки
17 1
Архитектор Алексей Тимофеевич Мулик.

Автор текста Геннадий БЕЛЕНЬКИЙ. Краевед.

Все эти годы большое и красивое здание у главного входа в парк имени Николая Островского неизменно входит в комплекты открыток с видами Ростова-на-Дону.

Юбилейная дата – хороший повод рассказать о непростой истории здания сельмашевского Дворца. Ведь это был уже второй Дворец культуры «Ростсельмаша». Что интересно – в нынешнем году можно отметить и 90-летие принятия решения о постройке первого сельмашевского Дворца, о котором сегодняшние ростовчане мало что знают. В конце 1929 года, когда первые цеха завода-гиганта начали выпуск еще очень скромной, но нужной продукции – крестьянских ходов - и активно развернулось строительство жилого поселка рядом с заводом, строители пришли и на площадку, где должен был появиться постоянный заводской клуб. (До этого неподалеку был временный, деревянный). Дворцом культуры клуб этот тогда ещё не называли…

В конце 1931 года в заводском поселке жили уже 10 тысяч ростовчан. А сам завод производил широкий спектр различной сельскохозяйственной техники и готовился к началу массового выпуска зерноуборочных комбайнов, получивших естественное тогда название «Сталинец-1». Завершалось и строительство клуба, который уже именовали к тому времени Дворцом культуры.

Тот, первый сельмашевский дворец, находился на нынешней улице 1-й Конной армии (тогда именовавшейся улицей Кагановича) – в том месте, где от неё отходит в глубь поселка улица, вполне логично названная Клубной. Название это никогда не менялось, сохранив и для сегодняшних ростовчан память о том, где же находилось первое клубное учреждение поселка Сельмаш.

Каким был тот первый Дворец? Некоторое представление о нем даёт сохранившееся архивное фото. Суровые конструктивистские формы больше напоминают заводской цех, чем дворец, но тогда в архитектуре молодого советского государства господствовал именно этот стиль. В трехэтажном (а с противоположной стороны – четырехэтажном) белокирпичном здании размещались различные художественные и музыкальные студии, кружки, лекционные аудитории, кинозал примерно на 500 мест, а также помещения для занятий с детьми. На фотографии не виден примыкавший справа к зданию большой спортивный зал со сплошным остеклением второго этажа и пятью круглыми окнами – на первом: всё это характерные приёмы стиля конструктивизма. Впрочем, спортзал также не придавал зданию особого внешнего эффекта. Эта роль в архитектурном облике дворца была предназначена в проекте так и не построенному тогда (из-за недостатка средств) театральному залу на 1500 мест, который должен был находиться слева от клубного корпуса. На фото хорошо виден пустырь слева от здания – именно там и планировалось построить театральный зал с большим остекленным фойе.

В архивах, к сожалению, не сохранилось сведений о том, кто был архитектором построенной части дворца. Возможно, это были те же архитекторы, которые проектировали производственные корпуса завода. А вот неосуществленный театральный корпус, как утверждал бывший главный архитектор Ростова в конце 1940-х - начале 1970-х годов Ян Андреевич Ребайн, скорее всего, спроектировал известный московский архитектор Яков Корнфельд, наиболее известная работа которого – Дворец культуры имени Горбунова в столице. В ростовский проект Корнфельд, судя по всему, вложил уже проверенные им архитектурные идеи, которые успешно осуществились в 1930-е годы в Москве.

Незадолго до войны в ростовских газетах вновь стали писать о предстоящем строительстве театрального зала ростсельмашевского дворца. Ведь отсутствие подходящего помещения заметно снижало возможности для проведения здесь больших общественно-политических мероприятий, театральных постановок, концертов. Если бы не война, зал этот наверняка был бы построен, тем более что место для него оставалось незанятым. Некоторые подготовительные работы к новой стройке были проведены. Но – на календаре значился уже 1941-й…

На сохранившейся в архиве немецкой аэрофотосъемке Ростова здание Дворца культуры, как и производственные корпуса завода, отмечены как объекты возможных бомбардировок. Однако, по другим сведениям, во время второй оккупации города в 1942-1943 годах, дворец использовали оккупанты для своих целей – стало быть, тогда оно еще не было разрушено. А вот перед оставлением гитлеровцами Ростова сельмашевский Дворец постигла такая же печальная судьба, что и наш знаменитый театр имени М. Горького: фашисты эти здания взорвали – как тогда писали в ростовских газетах, «в бессильной злобе». В 1958 году на месте первого Дворца культуры, с вероятным использованием его сохранившегося фундамента, был построен первый корпус сельмашевской больницы (ныне – областной больницы № 2).

НА НОВОМ МЕСТЕ – АРХИТЕКТУРНЫЙ ШЕДЕВР.

Вскоре после нашей великой Победы дальнейшую судьбу разрушенного сельмашевского Дворца культуры решали на уровне уже не только завода, но и областных и даже республиканских властей. Восстанавливать здание, от которого остался один остов, не стали. Дело еще и в том, что центр сельмашевского поселка к тому времени сместился примерно на километр - в сторону заводского парка. Предложив построить новый дворец вблизи входа в парк, уже известный тогда московский архитектор Алексей Тимофеевич Мулик обосновал свою идею так: создается единое культурное пространство, в которое входят самый большой в городе парк, Дворец культуры и начинавший уже тогда формироваться спортивный комплекс.

Это были времена, когда обращалось особое внимание на внешнюю красоту строящихся зданий. Тем более если речь шла об объектах культуры. «Дворец должен выглядеть как дворец», - утверждал Мулик на одном из совещаний. В 1949 году, когда началось сооружение Дворца, с такой точкой зрения никто не спорил. Огромное здание со всех сторон окружали эффектные колоннады. Строго говоря, каждая из шести стен Дворца была фасадной, хотя, конечно, имелся и главный фасад, обращенный к заводу и к его жилому району. В общей сложности самое большое в Ростове клубное здание имело 32 эффектные колонны, придававшие ему – теперь уже без всякого преувеличения – парадный, дворцовый вид.

Стройка шла нелегко и продолжалась (до полного завершения) 12 лет. Первую очередь здания приняли в эксплуатацию в 1959 году – то есть 60 лет назад. Здесь разместились 15 клубных помещений – для занятий кружков и студий – и кинозал на 450 мест. Строительные работы в остальной части здания продолжались еще два года. И, наконец, в 1961 году роскошный дворец с богато декорированным трехъярусным театральным залом почти на 1000 мест, удобным спортивным залом, библиотекой и дополнительно ещё рядом студийных помещений был торжественно открыт. Интересно, что театральный зал появился здесь на два года раньше, чем в чем-то похожий на него по интерьеру большой зал восстановленного после военных разрушений театра имени М. Горького.

Достройка дворца проходила в годы, когда жестко действовало постановление партии и правительства об устранении «излишеств в архитектуре», под которыми понимались те же самые колонны и прочие «украшательства». К счастью, к моменту выхода этого постановления (в 1955 году) большинство колонн уже стояли на своих местах. Демонтировать их не решились. А некоторые стройматериалы для оформления парадных фойе – мрамор и гранит - архитектор, скрепя сердцем, заменил на дешевую штукатурку. Лишь в 1979 году, при первом капитальном ремонте Дворца, приуроченном к 50-летию завода, вестибюль и фойе театрального зала были приведены в тот вид, который был намечен архитектором Муликом. К сожалению, самого Алексея Тимофеевича тогда уже в живых не было. В том же 1979 году площадь перед дворцом украсил также запроектированный еще при строительстве здания, но в то время не построенный роскошный фонтан.

Тогда же вместо спортивного зала Дворца появился красивый зал торжественных мероприятий. Спортсмены были не в обиде – ведь к тому времени в соседнем парке уже вырос большой спорткомплекс, и необходимость иметь зал для занятий спортом еще и во Дворце культуры отпала.

ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА АРХИТЕКТОРА.

Долгие годы об архитекторе Мулике, спроектировавшем одно из самых интересных зданий нашего города, ничего не было известно.

Когда здание второго сельмашевского дворца было завершено строительством, Мулик приезжал посмотреть на свое детище, остался доволен. И мало кто тогда знал, какие жестокие коллизии происходили в Ярославле, где по проекту Мулика строился в это время Дворец культуры моторного завода. Ранее выполненный Алексеем Тимофеевичем проект Дворца культуры «Ростсельмаша» понравился дирекции ярославского завода, и архитектора попросили сделать нечто похожее для них.

И лишь относительно недавно, в 2008 году, в ярославской областной газете «Северный край» появилась статья журналистки Татьяны Егоровой, в которой рассказано о трагической судьбе архитектора А. Т. Мулика, вершиной творчества которого стал именно наш, ростсельмашевский Дворец культуры.

Стройка дворца культуры в Ярославле началась уже после принятия известного решения об излишествах в архитектуре, инициированного Н. С. Хрущевым. Мулик, как мог, сопротивлялся поступавшим указаниям об удешевлении тех или иных элементов проекта. Но доводы о том, что строят не что-то, а Дворец, мало действовали на чиновников, да и на дирекцию завода, привыкших четко выполнять решения партии и правительства. Стройку постоянно приостанавливали, а архитектору говорили, что все это происходит из-за его «неуживчивости», а то, дескать, давно бы уже всё сделали, «как надо». Но характер у архитектора был поначалу крепким, и он надеялся найти защитников среди коллег по профессии, да и среди чиновников. Однако терять работу никто из них не хотел, а Мулику предлагали смириться и строить так, «как велят». Брошенная стройка, мимо которой почти каждый день проходил переехавший в Ярославль архитектор, не лучшим образом влияла на его и так становившееся всё более слабым здоровье. Выход он нашел, конечно, неправильный, но иного варианта обидчивый творческий человек в какой-то особенно тяжелый момент для себя не обнаружил. Рука сама потянулась к лежавшему в доме, сохранившемуся с военных лет, пистолету… Это случилось в 1963 году.

Архитектора для завершения стройки, конечно, нашли. И спустя два года дворец культуры Ярославского моторного завода был достроен и открыт. Только вот, во всяком случае, внешний облик здания мало что сохранил от задуманного Муликом. Таким, торжественно-парадным, остался лишь наш, ростсельмашевский Дворец культуры, созданный неординарным и талантливым архитектором, которого, к сожалению, сегодня редко вспоминают и в нашем городе.

В последние годы в судьбе Дворца культуры «Ростсельмаш» многое изменилось. Теперь он является областной собственностью, ибо сам завод от большинства своих социальных объектов, в том числе и от Дворца культуры, отказался. Здесь нередко проходят сейчас театральные постановки, гастроли приезжих коллективов и артистов. Сделан и ремонт значительной части помещений, впереди – реставрация некоторых элементов фасада. Снята на реставрацию и парная скульптура, украшающая портик здания: изображены там женщина-работница и мужчина-инженер. Хотя некоторые утверждают, что и мужчина там – тоже рабочий. Для Дворца культуры это вряд ли значимо: по крайней мере, в действующих в стенах Дворца студиях и коллективах самодеятельности на равных играют, танцуют, поют и рабочие, и инженеры.

Жизнь продолжается. И лучший в городе Дворец культуры продолжает быть нужным Ростову-на-Дону. Городу и всем нам, живущим в нём.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно