Уведомления
Настройки
25 1
Икона Божией Матери "Гора Нерукосечная". Строгановская школа иконописи, конец XVI века. Фрагмент.

Изображение Богородицы Горы Нерукосечной основано на ветхозаветном рассказе о толковании пророком Даниилом сна царя Навуходоносора:


Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.
— (Дан. 2:34-35)


Этот рассказ в христианском богословии стал пониматься как пророческое указание на Боговоплощение: гора — Богородица, а камень, оторвавшийся от неё — Иисус Христос. Отдельные символические изображения на иконе заимствованы из других ветхозаветных сюжетов, истолкованных богословами, а также под влиянием акафиста Богородице и возникших под его влиянием различных гимнографических текстов.


Иконография Богородицы Горы Нерукосечной основана на тронном образе Одигитрии с Богомладенцем на левой руке. Мафорий Богородицы украшают символические изображения горы, радуги и лествицы. Все известные образы Горы Нерукосечной являются оригинальными работами, содержащими различные символические элементы, а их композиция перерабатывалась мастерами в целях подчеркнуть те или иные смысловые акценты. Композицию иногда сопровождают тексты, от которых икона получила своё наименование:


«Отвалися камень нерукосечныя руки от горы, тако родися Сын от Матери Своея без семени. Коего лета появится луч на небеси и того лета не будет потопа на земли. Купина неопалимая, руно Гедеоново, виде Даниил пророк лествицу святыя Богородицы вход праведным» (известен по иконе XVI века из Русского музея и четырём строгановским иконам конца XVI — начала XVII веков);
«Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем веселящеся, Тя, Богородице, величаем» (9-й ирмос канона 4-го гласа с иконы XVII века из собрания Новгородского музея-заповедника)


С середины XVI века иконография Горы Нерукосечной усложнилась: начинают изображать ангела с орудиями Страстей Христовых (обязательный элемент иконографии для второй половины XVI — середины XVII веков, возник под влиянием Страстной иконы Божией Матери). На четырёх строгановских иконах конца XVI — начала XVII веков к трём изначальным символам Богородицы (гора, радуга, лествица) добавляются руно и Неопалимая купина, а мафорий изображён без облачного орнамента. Другим дополнительным элементом иконографии на строгановских иконах является изображение Ветхого денми, из уст Которого на Богородицу в виде голубя нисходит Святой Дух, подчёркивающий непорочность Девы Марии (эта композиция возникла под влиянием «Устюжского Благовещения»).


В конце XVI века к символическим атрибутам Горы Нерукосечной добавляются заимствованные с Неопалимой купины изображения Царя-Христа в стенах града, древа и запечатанного источника. В XVII—XVIII веках композицию дополнили изображения облаков (образуют над Богородицей подобие арки), солнца и луны. На некоторых иконах появляются Архангелы Михаил и Гавриил, предстоящие Богородице.


С XVII века начинает преобладать поясное изображение Богородицы Горы Нерукосечной. Наиболее часто в этой композиции изображали только главные символические атрибуты — гору, радугу и лествицу. Мафорий изображали облачным, на челе Богородицы помещали изображение солнца, а на правом плече — луны. Более поздние иконы, как правило, повторяют иконографию, сложившуюся в XVII веке.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно