Уведомления
Настройки
60 1
Святитель Леонтий, Епископ Ростовский. Икона из деисусного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 года. Фрагмент.

Святитель Леонтий Ростовский родом был греком, уроженцем Константинополя, или же русским, уроженцем Киева или близлежащего города. Крещен был еще во младенчестве и с молодости начал постигать "научение книжное". Как сказано о нем, "российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть". Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Вероятно, что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где вероятно стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители. Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа, "как первый престольник" из иноков печерских, не позднее 1051 года.
 
В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за Христианскую веру, так как Ростов, по смерти страстотерпца князя Бориса, долго не имел собственных удельных князей, и хотя в 1054 году, по смерти благоверного Ярослава Мудрого, Ростов достался в удел сыну Ярослава Всеволоду, тот жил во все время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провел в делах ратных или около своего отца. Предыдущие Ростовские владыки - первый святитель Феодор и его преемник Иларион, - были с бесчестием изгнаны язычниками из города.
 
Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова (язычниками), святитель Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением духовенства. Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унес с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей "видеша великого Леонтья . . . свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры (священники) и диаконы, их же бе поставил рукою своею."
 
Одновременно с вразумлением клириков, святитель Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским язычникам из многолюдного племени чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя Архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницей, сваренной с медом. Дети охотно шли к нему, принимали крещение, а вслед за ними крестились и некоторые родители.


С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей. Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских язычников, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. Испугавшееся духовенство стало молить архипастыря тайно скрыться. Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Пораженные мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мертвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он исцелил их; по увещанию его, они приняли Святую Веру и крестились, и с того времени Церковь в Ростове стала расти. "Тогда начал отходить от нас мрак идольский, и воссиял свет благоверия," говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию.
 
О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы, но, вероятно, он скончался в мире. Кончина его относится либо к 1070, либо к 1073 году, а историк Е. Е. Голубинский считал, что святитель скончался около 1077 года.
 
Останки святителя Леонтия погребены были в соборном Успенском храме Ростова. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая (5 июня) 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия, а также гроб святителя Исаии. Обретенные мощи святого Леонтия переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. Когда было закончено строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились, и мощи святителя Леонтия перенесены были снова в церковь Иоанна Богослова, которая с того времени стала собором. Они пребывали в ней до 1231 года. В этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя.
 
У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (+ 1214), который написал и канон святителю Леонтию. При владыке Иоанне, в 1190 году, было впервые совершено в Ростове празднование дня памяти святого Леонтия 23 мая, в день обретения его мощей. Таким образом епископ Леонтий стал первым русским святителем, которому было установлено на Руси почитание.
 
До 1609 года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили золотую раку и драгоценную икону святителя, мощи были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. На прежнем месте мощей была помещена рака с иконой. В 1800 году усердием ростовских граждан была устроена серебряная рака святителю, украшенная затем бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году "Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземелье) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия". 


Также в Ростовском Успенском соборе находилась небольшая икона Спаса Нерукотворного, древнего византийского письма. Народное предание почитает ее келейной иконой святого Леонтия. В древних рукописных житиях святителя описано много чудотворений.
 
В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно