Уведомления
Настройки
28 1
Стереомагнитофон "Ростов" впервые запел голосом запрещенного эмигранта Бориса Рубашкина.

Как Ростов-на-Дону начал производить стереомагнитофоны своего имени, и почему он прекратил это делать.


Стереомагнитофоны марки «Ростов» первого (высшего) класса долгое время были таким же узнаваемым брендом нашего города, как сигареты одноименной марки, купола кафедрального собора или очертания театра-трактора. Купить магнитофон «Ростов» было мечтой многих семей, но мало кто знал, где он производится, поскольку завод «Прибор» был засекреченным оборонным предприятием. Но в нашем городе живут ветераны, работавшие в цеху № 19, где выпускался магнитофон. Они рассказали, как делалась одна из легенд советского времени.


Предшественником ростовского магнитофона первого класса был катушечный диктофон марки «Дон». Его начали выпускать с 1967 года. Это была очень продвинутая для того времени модель, разработанная в закрытом ленинградском НИИ. Она стоила тоже очень дорого: 400 рублей (при средней зарплате 150). Но искать советский диктофон «Дон» в магазинах культтоваров было занятием бесполезным. Вся продукция «Прибора» шла прямиком в органы МВД и КГБ, где использовалась по специфическому назначению. Кстати, диктофоны «Дон» были не переносными, а кабинетными, и в них была предусмотрена возможность записи разговоров с телефонной линии.


«Дон» выпускался до 1973 года. Ленинградские разработчики готовили для производства усовершенствованную модель, однако Министерство радиопромышленности СССР дало команду освоить на ростовском заводе «Прибор» выпуск новой гражданской продукции - магнитофона первого (высшего) класса, каких еще не было в стране.


- За образец взяли магнитофон «Юпитер» второго класса, разработанном Киевским НИИ электротехнических приборов. Тех работников ростовского «Прибора», что были задействованы на выпуске диктофона, направили на месячную стажировку на завод «Маяк» в Киев. Оттуда привезли чертежи нового магнитофона, и представление, что надо делать. Все дальнейшие шаги по разработке и модернизации делались на заводе «Прибор». Здесь же придумали название - «Ростов», поскольку изначально были уверены, что он станет гордостью нашего города. 


- Мы понимали, что будем выпускать самый лучший по техническим параметрам магнитофон в Советском Союзе, - рассказывает ветеран завода «Прибор», бывший регулировщик радиоаппаратуры цеха № 19 Г.А. Хаустов.


За освоение производства магнитофонов «Ростов» Геннадий Алексеевич был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. И еще у него хранится бронзовая медаль ВДНХ, которой была награждена продукция ростовчан.


Завод «Прибор» был основан в 1965 году на самой окраине Ростова, на пустыре за поселком Чкалова. По приказу Государственного комитета по радиоэлектронике СССР в Ростов-на-Дону были переведены инженерные кадры из Омского радиозавода. На северной окраине донской столицы тогда создавался целый ряд предприятий оборонного назначения: «Горизонт», «Электроаппарат», «Гранит»... Чтобы возить рабочих, на поселок Чкалова была проложена трамвайная линия.


Основная продукция завода «Прибор» - комплексы радиотехнического оснащения кораблей всех классов. Гражданское производство было «прикрытием» главной. Но она также играла существенную экономическую роль: изготовление, установка, испытания заказов Минобороны занимали долгое время, финансирование осуществлялось по факту. А стабильную зарплату всему коллективу «Прибора» гарантировали продажи магнитофонов «Ростов», которые сразу же стали сверхпопулярными.


Первым директором «Прибора» был приехавший из Омска Сергей Иванович Соловьев. Ему пришлось начинать практически с нуля. Вскоре он ушел на повышение в министерство, а работа по внедрению в производство магнитофона «Ростов» продолжил ростовчанин Юрий Константинович Густов, перешедший сюда с завода «Горизонт».


- Когда я пришла устраиваться на завод после школы, здесь стояли два барака. Бухгалтерия, касса, первый отдел - все находилось в одной комнатке, в страшной тесноте. Тем не менее уже работал цех, в котором выпускались высокотехнологичные детали. Времени на раскрутку тогда не давали, требовали результат, - вспоминает ветеран завода Таисия Анатольевна Асмаян.


Как обычно в СССР, при запуске новой продукции ставилась задача «утереть нос капиталистам». Вот и в магнитофон «Ростов» изначально были заложены технические характеристики, превосходившие западные и японские модели. А поскольку аппарат выпускался на оборонном предприятии, гарантировалось его высокое качество. После ОТК (отдел технического контроля) вся продукция проходила через госприемку, и окончательное «добро» на выпуск давали военные представители Минобороны.


В цехе № 19, где было сосредоточено производство магнитофонов «Ростов», работали комсомольско-молодежные бригады. Туда подбирались работники до 30 лет. Им предстояло освоить выпуск продукции будущего.


- Сборку самого первого магнитофона «Ростов-101» закончили 23 февраля 1973 года ровно в три часа ночи. Настроение было - как при запуске ракеты в космос. Заиграет или не заиграет? Уже не помню кто притащил тогда для пробы бобину с записью запрещенного в СССР певца-эмигранта Бориса Рубашкина. Подключили колонки, заправили пленку. Повернули рычажок в режим «Воспроизведение». И запрыгали от радости, когда из колонок Рубашкин запел «Бублички», - вспоминает Г.А. Хаустов.


За 101-й моделью «Ростова» последовала самая популярная и массовая 102-я. Ее главным отличием было использование электронных плат вместо жгутов, что были на «сто первом». Это значительно ускоряло производство, дало возможность эстетически улучшить внешний вид передней панели.


- Разработанную нами 104-ю модель отдали на радиозавод в Йошкар-Оле, там ее стали выпускать под маркой «Илеть». В 105-й модели механическое управление было заменено на электронное, появилось три двигателя: один на воспроизведение, два на перемотку. Далее в линейке были 112-я и 114-я модели, в которых электроника меняла скорость вращения вала двигателя, а запись можно было слушать с обеих дорожек, не переворачивая бобины. Последние образцы даже были с дистанционным управлением, - говорит ветеран «Прибора» Валерий Иванович Пеньков.


Магнитофон «Ростов» в магазинах культтоваров стоил 710 рублей, к нему предлагался комплект колонок за 140. Итоговая цена - 850 рублей, но даже за такие огромные по советским временам деньги аппарат невозможно было увидеть в свободной продаже. На него записывались в очередь и ждали поступления товара по нескольку месяцев. Или приходилось приобретать с переплатой, «по блату», как тогда называли спекулятивную продажу дефицитных товаров.


- Разумеется, у меня дома был «Ростов» с хорошими акустическими колонками. В фонотеке имелись пленки с концертами Высоцкого, «Бони-М», «Спейс»... Любимой записью был оркестр Поля Мориа. Какое блаженство _ раскинуться в кресле и плыть под музыку, которую безукоризненно выдавал наш магнитофон. Полное впечатление присутствия в концертном зале! - вспоминает Валерий Пеньков.


Ветеран завода «Прибор» Сергей Григорьевич Ермилов работал в отделе снабжения. Его задачей была кооперация с другими предприятиями Союза, добыча тех комплектующих, которые не производились в Ростове. К примеру, двигатели лентопротяжного механизма делали в Вильнюсе, стеклоферритовые головки - в Армении. Причем производство этой продукции в закавказской республике не успевало за потребностями ростовчан.


С. Г. Ермилову приходилось ехать на Дальний Восток, в город Находка, и оттуда везти партию магнитофонных головок японского производства, закупленных через внешнеторговый отдел Министерства радиопромышленности.


- У нас были постоянные нарекания качеству конденсаторов, что поставлялись нам с завода в армянском городе Камо. Поехал туда в командировку, чтобы разобраться на месте, и был сражен увиденным. За столами сидят старушки, руками сворачивают слюдяные обкладки-электроды, засовывают их в металлические трубочки. Из месячного запаса электродов, что я привозил в Ростов, половину приходилось выбрасывать. А вот конденсаторы с военного завода из Новосибирска были надежными, - вспоминает С. Г. Ермилов.


Производство при советской плановой экономике тоже было своеобразным. Сборку магнитофонов начинали не раньше 20-го числа каждого месяца, именно к этому сроку подбиралась комплектация всех деталей. Затем, за оставшиеся десять дней выдавали месячный план. Работали в две-три смены, собирая до двух тысяч аппаратов. Никто не уходил, порой даже ночевали в цеху. Заваривали крепкий чай или кофе из 30-литрового самовара, что стоял в цеху - и снова за работу. Но начинался новый месяц, и снова цех № 19 временно оставался без дела.


Работа на сборке магнитофонов была престижной, зарплата - сдельной. «Когда шли большие объемы, у меня до тысячи рублей в месяц выходило», - говорит Геннадий Хаустов.


У Валерия Пенькова (слесарь по изготовлению деталей) средняя зарплата в 70-х годах - 450 рублей. По тем временам это было очень прилично!


Советский стереомагнитофон «Ростов» произвел фурор сразу после своего появления. Когда он был представлен на выставке в Москве, один из чиновников в ранге союзного министра наивно спросил: «А что, в Ростове умеют делать ещё что-то, кроме комбайнов?»


Рассказывает Сергей Ермилов:


- Защищая диплом в РИСХМе на тему «Производство магнитофонов», я получил вопрос от одного из оппонентов: «А почему у вас так много возвратов?» На что, тут же отвечал: «У нас даже на газовую печь требуется пройти обучение. А тут такую сложную технику потребители смазывают подсолнечным маслом. Конечно она не выдерживает»...


- Так что, вы предлагаете всем покупателям магнитофонов «Ростов» проходить обучение, как ими пользоваться?» - не унимался оппонент.


- Было бы неплохо. Такая мера существенно сократила бы число возвратов техники, отвечал я.


В общем, диплом защитил успешно...


 
И все-таки выпуск магнитофонов под маркой «Ростов» был прекращен в 1993 году. Почему?


- Причин было несколько, - объясняет Сергей Ермилов. - Бобинный магнитофон к тому времени морально устарел и терял былую популярность. Если раньше такие магнитофоны были дефицитом, то теперь свободно стояли на прилавках, их никто не брал. Получили распространение компакт-кассеты, эту аппаратуру начали массово завозить в Россию. Кассетные магнитофоны можно было разработать и на «Приборе», но к тому времени рушилась экономика во всей стране. Трудовой коллектив месяцами не получал зарплаты. А внедрение кассетной модели требовало новой технологической оснастки, больших капиталовложений. В итоге «Ростов» прекратили выпускать, на замену ему ничего не придумали.


Магнитофоны «Ростов» действительно делались надежными. И сегодня они имеются в рабочем состоянии у ростовчан - любителей стиля «ретро». Молодежь, знающая только компактные гаджеты, просто не поймет удовольствие, когда заправляешь пленку в лентопротяжный механизм, поворачиваешь рычажок на панели и зачарованно следишь за плавным вращением бобин...


 Александр ОЛЕНЕВ.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно