Уведомления
Настройки
28 2
Святой Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский.

Преподобномученик Афанасий Брестский (ок. 1597 - 1648) родился около 1597 года в благочестивой белорусской семье Филипповичей. Он получил серьезное образование, знал богословскую и историческую литературу, о чем свидетельствует сохранившийся дневник святого. 


В молодые годы святой Афанасий некоторое время был учителем в домах польских шляхтичей. Но в 1620 году жизнь его попала в иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорным педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега, канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему воспитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном — якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича, внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604-1612 годах выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский престол: Димитрий-Михаил Луба, убитый в Москве во время мятежа против ополчения Лжедмитрия I. Жена Михаила Лубы Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем, поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета. 


Семь лет служил Афанасий «инспектором» лжецаревича, приходя постепенно к уверенности, что этот «некий царевич московский», «некий Луба», «и сам о себе не знающий, что он такое», является очередным самозванцем. Уверенность эта с течением времени усиливалась, особенно когда содержание Лубы уменьшилось до сотни злотых в год, а у самого гетмана Сапеги как-то вырвалось: «Кто его знает, кто он есть!» 
Став невольным соучастником политической интриги против Московского государя Михаила Федоровича Романова, Филиппович в 1627 году оставил двор канцлера.
 
В том же 1627 году он принял постриг от игумена Иосифа (Бобриковича) в Виленском монастыре Святого Духа.
 
В скором времени по его благословению Афанасий прошел послушание в Кутеинском монастыре под Оршей, а затем — в Межигорской обители под Киевом.
 
В 1632 году инок Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском.
 
В 1636 году ярый сторонник насаждения католичества Альбрехт Радзивилл, нарушая изданные королем Владиславом IV «Статьи успокоения», силой изгнал из Дубойского монастыря православных насельников, чтобы передать обитель иезуитам, которые незадолго до того стараниями того же Альбрехта обосновались в Пинске. Афанасий, будучи не в силах противостоять магнату и удержать монастырь, составил жалобу с повествованием об учиненном беззаконии, но этот письменный протест, подписанный множеством православных, не принес положительных результатов. 


Изгнанный из святой обители, Афанасий Филиппович пришел в Купятицкий монастырь к игумену Илариону (Денисовичу). Существует предание, что сюда его направила явившаяся ему во сне Богоматерь: словно сойдя с Оршанской иконы Божией Матери, Она предсказала ему мученическую кончину, утешила и указала подвизаться в Купятицком монастыре.
 
С 1640 по 1648 годы святой Афанасий исполнял послушание игумена Брестского Симеоновского монастыря. Он выступал против унии с Римом, отстаивая права Брестского православного братства и стараясь юридически оформить их. Преподобный претерпел много обид от униатов и незаконных наказаний от властей, трижды испытал тюремное заключение. Святой был направлен властями в Киев, чтобы предстать перед духовным судом, но был оправдан, вновь возвращен в свою обитель. В течение десяти лет преподобный Афанасий, находясь в среде недоброжелательно настроенных к нему лиц, вел непрерывную борьбу за Святое Православие, верность которому засвидетельствовал своими страданиями.
 
Когда вспыхнуло восстание под предводительством Богдана Хмельницкого, Афанасий (Филиппович), как и многие другие, был заподозрен в измене польскому королю и в помощи восставшим казакам, за что и был по наветам иезуитов казнен в ночь с 4-го (17) на 5 (18) сентября 1648 года около деревни Германовичи под Брестом.
 
В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие лежало в земле без церковного отпевания. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Ночью иноки выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром - в свой монастырь, где спустя несколько дней, 8 мая, с честью погребли у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника. 


Уже спустя десять лет после мученической кончины Брестского игумена, 5 января 1658 года, Киево-Печерский архимандрит Иннокентий (Гизель) и Лещинский игумен Иосиф (Нелюбович-Тукальский) доложили царю Алексею Михайловичу, что над мощами преподобного мученика Афанасия неоднократно сиял чудесный свет.
 
Вскоре после кончины было написано сказание о гибели его и сложено церковное песнопение в его честь; существуют также тропарь и кондак, написанные архимандритом Маркианом 30 августа 1819 года. Когда было установлено официальное празднование — неизвестно, однако Афанасий Брестский именуется преподобным мучеником, причисленным к лику киевских святых, еще в «Истории об унии» святителя Георгия (Конисского). В XIX веке его память совмещалась с празднованием Оршанской иконы Божией Матери.
 
8 ноября 1815 года при пожаре в Симеоновской церкви расплавилась медная рака с мощами святого Афанасия, и уже на следующий день священник Самуил Лисовский нашел частицы мощей мученика и положил их на оловянном блюде под алтарем монастырской трапезной церкви. В 1823 году при принятии церковного имущества новым настоятелем Автономом подлинность их была засвидетельствована присяжными показаниями семи брестских жителей, присутствовавших при собирании частиц мощей после пожара. Вскоре Минский архиепископ Антоний по просьбе Автонома распорядился «положить мощи в ковчег и хранить оные в церкви с благоприличием».
 
20 сентября 1893 года был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского в Гродненском Борисоглебском монастыре, а осенью следующего года частица его святых мощей была перенесена в женский Леснинский монастырь.
 
В Синодальной библиотеке есть его "Диариум" - любопытное собрание королевских грамот, писем св. Афанасия и других лиц. 


В память о святом Афанасии, игумене Брестском, на месте его кончины была воздвигнута часовня, а затем при ней появился монастырь. В Бресте также было создано православное сестричество в его честь.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно