Уведомления
Настройки
44 2
Святой Преподобный Иосиф Волоцкий. Русская икона начала XX века.

Святой Иосиф родился около 1439 года в благочестивой семье, принадлежавшей к служилому дворянству. Их семейным владением была деревушка близ Волоколамска, примерно в 115 километрах от Москвы. В 20 лет Иосиф оставил мир и удалился в Саввин монастырь в Твери. Там он подвизался под духовным водительством старца Варсонофия. Тот посоветовал Иосифу пойти к преподобному Пафнутию, ученику святого Сергия [Радонежского], игумену Боровского монастыря. Святой Пафнутий был одним из ярких духовных светочей Русской Церкви того времени. 


Преподобный Пафнутий постриг Иосифа в монахи 13 февраля 1460 года и научил основам строгой монашеской жизни. Иосиф нес послушание на кухне и прислуживал в церкви. Молодой инок отличался терпением, послушанием и сострадательностью. Кроме того, у него были замечательные способности к пению. Он снискал всеобщую любовь, и старец Пафнутий предсказывал ученику путь гораздо более блистательный, чем его собственный. Во время пребывания в Боровском монастыре святой Иосиф убедил принять иноческий постриг своих родителей и братьев. 15 лет он заботился в монастырской больнице о своем отце, которого разбил паралич.
 
В 1477 году, по смерти преподобного Пафнутия, Иосиф был избран его преемником по настоянию Великого князя Ивана III. Приняв на себя это бремя, новый игумен пожелал ввести более строгий общежительный устав, но братия монастыря воспротивилась его намерению. Тогда преподобный предпринял длительную поездку по разным русским монастырям, изучая их уставы. Из всех монастырей он предпочел Белоезерский, основанный преподобным Кириллом, поскольку общежительный устав соблюдался там строго. 


Иосиф не вернулся в свой монастырь, но отправился в родные края, в Волоколамск. Там среди леса, в 29 километрах от города, он основал монастырь, посвященный Успению Богородицы (1479). Благодаря поддержке князя Бориса Васильевича († 1494), строительство монастыря шло быстро, и вскоре каменная церковь, украшенная великолепными росписями, была окончена (1484). Обитель получила от князя и других знатных благотворителей многочисленные пожертвования и доходы с окрестных деревень. 
Здесь преподобный Иосиф смог устроить жизнь иноков во всей желанной ему строгости, в соответствии с уставом, опиравшимся на уставы Студийского и афонских монастырей. Именно эта строгость привлекла к нему многочисленных учеников, желавших взять свой крест и следовать за Спасителем в ежедневном умерщвлении плоти. Преподобный отечески принимал, невзирая на лица, бедных и богатых и давал знатным людям такие же послушания, как и их слугам, которые приходили вслед за господами. Подвиги монахов, их простая одежда из грубой ткани, их труды – все было общим. Все они вели жизнь самую суровую и строгую.
 
Святой Иосиф делал исключение только для немощных и старых, уча братию оставлять собственные послушания и приходить им на помощь. Он говорил, что важнее хранить Божию заповедь о любви, чем блюсти всякую заповедь человеческую. Воодушевляя иноков к духовным подвигам, преподобный Иосиф каждому давал собственное келейное молитвенное правило. Некоторые иноки носили вериги и клали от тысячи до трех тысяч земных поклонов ежедневно. Сам игумен в течение дня был занят тяжелым трудом, помогая братиям на разных работах, а большую часть ночи посвящал молитве. Он носил простую рясу, обходился без келейника и почти никогда не покидал монастырь.
 
Та эпоха была трудным временем постепенного восстановления Русского государства после татаро-монгольского ига (1240–1480). Преподобный приходил на помощь всем нуждавшимся и учил богатых и власть имущих милосердию по отношению к подданным. В год страшного голода (1512) в его монастыре нашли пристанище и пищу около тысячи детей. В это время молодой князь Иван Рузский умер, не успев причаститься. Преподобный воскресил его молитвой, исповедал, причастил Святых Таин – и тогда князь Иван обрел вечное упокоение.
 
Иосиф Волоцкий был духовным отцом многих бояр и благочестивых мирян. Однако он никогда не употреблял своего влияния, чтобы пользоваться их властью. Часто прозревая тайные грехи людей, приходивших к нему на исповедь, он с твердостью возвращал их на путь заповедей Божиих и призывал к справедливости и состраданию. Святой Иосиф удостоился дара пророчества и за год до смерти предсказал поражение московских войск от польско-литовской коалиции в битве при Орше (1514).
 
Вместе со святителем Геннадием, архиепископом Новгородским, на Соборах, созванных в 1490 и 1504 годах, преподобный Иосиф вдохновенной проповедью и примером праведного христианского подвижничества добился осуждения ереси жидовствующих, которая широко распространилась в новгородских землях.
 
По всей Руси росло число монастырей, и все больше богатых людей жертвовали им свое имение, надеясь на духовную помощь и заступничество пред Богом. В связи с этим возник вопрос: могут ли монастыри владеть землями и большим имуществом или же это противоречит евангельской проповеди бедности? Святой Иосиф участвовал в спорах на эту тему и отстаивал право монастырей иметь многочисленные владения, которые должны были служить благу Церкви и бедных. Он считал, что в этом случае богатство уже не является стяжательством, но становится общим благом всей Церкви и используется для приготовления к Царству Небесному уже здесь, на земле. Это мнение, признанное на Соборах 1503 и 1504 годов, на самом деле не отрицало в корне противоположную позицию, которую занимал преподобный Нил Сорский, считавший, что монахи должны жить в строгости и бедности. Речь шла о двух тенденциях, которые должны сосуществовать в Церкви. 


Община Волоцкого монастыря росла, а святой Иосиф уже почти ослеп и приближался к концу жизни. Чтобы сохранить заведенный в монастыре порядок, он составил Устав, основанный на писаниях святых отцов. Этот Устав впоследствии стал образцом для устройства других монашеских общин и руководством для епископов. Затем преподобный собрал братию и велел избрать себе преемника. Игуменом выбрали Даниила Рязанского, не принадлежавшего к числу наиболее выдающихся старцев, но верного последователя преподобного Иосифа. Дав преемнику наставления о возложенном на него долге, святой принял постриг в великую схиму. Уже на смертном одре он в последний раз собрал братию и призвал монахов хранить верность переданным традициям.
 
Преподобный Иосиф отошел ко Господу 9 [22] сентября 1515 года во время утрени, перекрестившись и испустив три вздоха во имя Святой Троицы. Он был похоронен в церкви своего монастыря, и у его гробницы совершались многочисленные чудеса. В 1579 году было установлено местное почитание подвижника, а 1 июня 1591 года он был признан святым всей Русской Церковью. 


Впоследствии, по обетованию самого преподобного, Волоцкий монастырь продолжал оставаться богатым и влиятельным. Однако в Смутное время (1598–1613) он был разорен поляками и затем восстановлен в нынешнем виде в конце XVII века. В 1920 году советская власть закрыла обитель, но в 1989 году она была возвращена Церкви, и в наши дни там вновь возрождается монашеская жизнь. 


Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. 


Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, 
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно