Уведомления
Настройки
8 1
Великая босоножка (Айседора Дункан в Ростове-на-Дону).

Что нам известно об Айседоре Дункан? Многие знают, что она была выдающейся танцовщицей конца XIX – начала XX веков. Знают, что она была возлюбленной и женой великого поэта Сергея Есенина.


О романе Есенина и Айседоры Дункан написано немало статей. Их любовь продлилась около трех лет, а отношения этих двух великих людей до сих пор являются предметом для споров биографов, историков и поклонников. Есенин был значительно моложе Дункан. Для их современников это был довольно странный роман и брак, состоявший из восхищений и скандалов. Более того, супруги не могли даже толком объясниться друг с другом без переводчика! Но при этом они любили друг друга искренне и самозабвенно.


Дункан была очарована красотой Есенина, его молодостью и талантом. Но еще до встречи с Сергеем Есениным Дункан была известной в Европе и мире танцовщицей. Она считается основоположницей так называемого свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую сама связывала с древнегреческим танцем. Она родилась в Сан-Франциско в США. С детства занималась танцами. С 18 лет выступала с танцевальными номерами в ночных клубах Чикаго, где танцовщицу преподносили как экзотическую диковинку. Айседора танцевала босиком в греческом хитоне, чем изрядно шокировала публику. Затем с успехом гастролировала по Европе. Она давала концерты в Вене, Мюнхене, Берлине и других городах. Айседора Дункан бывала и в России. Впервые она приехала в Россию на гастроли в декабре 1904 года. Айседора Дункан была в дружеских отношениях со Станиславским, балеринами Кшесинской, Павловой.


Как пишет З.Н. Римская в своей работе «Айседора Дункан в Ростове-на-Дону», выступления танцовщицы в Ростове были запланированы на 1 − 3 мая 1908 года. Уже за несколько дней газета «Приазовский край» давала анонс гастролям знаменитой босоножки, как тогда ее называли. Дункан выступала в театре Мошонкина. Цены на билеты были высокими.


В Ростов-на-Дону известная танцовщица прибыла со своими декорациями, коврами и рефлекторами. Оркестром руководил дирижер Императорских театров Мориц Келер. Первый танцевальный вечер Айседоры Дункан состоялся 1 мая. Это был спектакль «Ифигения в Авлиде» Глюка. Вот как об этом писала ростовская пресса: «…И вот госпожа Дункан, облекаясь в наряд античной танцовщицы, босая, прикрыв себя легкой тканью, в пластических позах рассказывает эту поэтическую легенду».


Надо признать, что ценители театрального искусства Ростова и Нахичевани оказались не готовы к творчеству Дункан. Вот что писала об этих гастролях танцовщицы в Ростове газета «Приазовский край»: «Знаменитая босоножка особого фурора у нас не произвела, и ее своеобразное искусство не имело здесь восторженных ценителей. Многие попросту ничего не поняли в тех пластических иллюстрациях, какие давала танцовщица к музыке глюковской «Ифигении». Любопытно отметить, что исполненный госпожой Дункан по окончании «Ифигении» штраусовский вальс и другие более незамысловатые вещицы были встречены публикой гораздо внимательнее, потому что были более доступны».


Надо также отметить, что следующие спектакли Дункан в Ростове прошли с большим успехом. Перед отъездом танцовщицы из Ростова «Приазовский край» опубликовал рецензию на танцевальные вечера Дункан.


«По-видимому, ее следующий визит в Ростов, если только ему суждено состояться, будет сопровождаться более осязательным успехом», − писала на этот раз газета «Приазовский край».


Следующий визит Айседоры Дункан состоялся через много лет. Как пишет З.Н. Римская в работе «Айседора Дункан в Ростове-на-Дону», танцовщица приехала на гастроли в наш город в феврале 1924 года. Именно в этот день состоялся ее единственный концерт в Мраморном зале клуба совработников (ВСАСОТР). За эти годы многое изменилось в жизни нашей страны и самой Дункан. Она испытала горечь утраты близких и родных, потеряла троих детей! Россия же строила новую жизнь после октябрьской революции 1917 года.


В 1921 году Айседору Дункан пригласил в Россию лично А.В. Луначарский. Она должна была создать школу танцев для советских детей. В этот период времени, в 1922 году, Айседора выходит замуж за Сергея Есенина. Начинается их бурный роман. Следует сказать, что когда Дункан выступала в Ростове, ей было уже 47 лет! Но в этот раз ее концерт прошел с огромным успехом. Публики собралось очень много, аншлаг был полный.


Вот что об этом писал критик Хавкин в газете «Советский Юг»:


«Река времени сделала крутой поворот – и вот А. Дункан уже не та прежняя босоножка, воскресившая языческую прелесть Эллады…»


В заключение танцевального вечера Айседора Дункан исполнила танец под музыку «Интернационала». Когда она в алом шелковом хитоне начала танец – весь зал встал и запел. Зрители стоя аплодировали танцовщице, долго не отпуская ее со сцены. Критик Хавкин заканчивает свою рецензию в газете «Советский Юг» следующими строками: «Артистка являет собой поистине редкое зрелище прекрасного одухотворения, которое не умеет, не имеет права стареть!»


Как пишет З.Н. Римская в работе «Айседора Дункан в Ростове-на-Дону», старейший журналист Ростова Лапшин вспоминал, что на концерте Айседоры были Н. Погодин, М. Соболев. Они на следующий день после концерта пошли к артистке в гостиницу «Монтрэ» («Дон»), чтобы поблагодарить за выступление.


Айседору Дункан называли царицей жестов. Вот что о ней написал А.В. Луначарский:


«Но из всех ее жестов этот последний – поездка в революционную Россию, вопреки навеянным на нее страхам, − самый красивый и заслуживающий наиболее громких аплодисментов».


После разрыва с Есениным Айседора возвращается в Европу. Говорят, что последней ее любовью стал русский эмигрант, пианист Виктор Серов. Он тоже был намного моложе Дункан. Друзья и близкие танцовщицы утверждали, что кроме общей любви к музыке их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России.


О последних днях жизни Дункан известно немного. Мы лишь знаем, что, отправляясь на прогулку в открытом автомобиле, Айседора повязала свой любимый длинный алый шарф. Машина тронулась с места, шарф попал в ось колеса, затянулся и задушил Дункан. Великой босоножки не стало. Произошло это 14 сентября 1927 года. Айседора Дункан похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез.


 
Георгий БАГДЫКОВ.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно