Уведомления
Настройки
51 1
Святой Преподобный Ферапонт Белозерский, Можайский, Лужецкий Чудотворец. Икона. Россия, вторая половина XIX века.

Преподобный Ферапонт Белозерский (ок. 1335 - 1426), Можайский, Лужецкий чудотворец, в миру Феодор, родился около 1335 года в Волоколамске в семье бояр Поскочиных. С детства он пользовался общей любовью, и при этом проявил стремление к благочестивой жизни и иночеству.


Он тайно ушел из родительского дома и, в тридцатипятилетнем возрасте, пришел в Московский Симонов монастырь. Здесь он упросил братию и архимандрита, преподобного Феодора, впоследствии архиепископа Ростовского, тотчас постричь его в иночество, минуя обычно долгий период послушничества. Новоначальный инок был отдан под руководство опытного старца и вскоре строгостью жизни приобрел расположение всей братии. По словам жития, святой хотя и был "не хитр грамоте, но душевную доброту и ум здрав стяжа".


В этой обители инок Ферапонт сблизился с преподобным Кириллом Белозерским, вместе они проходили подвиг спасения в постничестве и молитвах и слушали духовные наставления преподобного Сергия Радонежского, посещавшего монастырь для поучения братии.


Архимандрит и братия оказывали Ферапонту особое доверие, посылая его с поручениями в дальние места. Однажды по монастырским делам был пришел Ферапонт в Белозерье пешком из Москвы, было ему тогда около 60 лет. Он обошел эти земли, поражавшие суровой северной красотой и располагавшие к уединению. Тогда же преподобному Кириллу было явление Божией Матери, Которая повелела ему идти на север и основать обитель. Когда вернулся из путешествия Ферапонт, Кирилл обратился к нему с расспросами о виденном на севере, спросив, есть ли там места уединенные, где можно было бы безмолвствовать иноку. "Весьма много там таких мест, отче", - отвечал преподобный Ферапонт и вызвался сопровождать Кирилла в путешествии по Белозерской стране. Так, проведя в Симонове около четверти века, по благословению игумена подвижники отправились на Белоозеро.


Около года Ферапонт разделял труды Кирилла по устроению новой обители, а потом, по благословению старца, в 1398 году удалился к северо-востоку на расстояние 15 верст в отличавшееся красотой и полюбившееся ему место между Бородавским и Павским озёрами. В то время Ферапонт не имел намерения основывать монастырь, но искал уединения для полного безмолвия и первые годы жил один, в построенной им деревянной келье. Однажды приходили разбойники, угрожая ему смертью и требуя уйти из этих мест и отдать богатство, но Ферапонт не отступил, и они устыдились искать у монаха сокровищ. Вскоре к отшельнику стали приходить люди, прося разрешения разделить его труды. Образовалась немногочисленная братия, числом около десяти иноков, положившая начало монастырю, названному впоследствии Ферапонтовым. Преподобный не согласился стать в нем игуменом. Житие говорит, что он называл себя "самым черным и самым грешным", во главе обители был другой человек, чье имя осталось неизвестным. Ферапонт же выполнял самые тяжелые работы: за всю братию колол дрова и носил воду.


В 1408 году в обители была построена первая деревянная церковь в честь Рождества Богородицы. Обитель благоустраивалась. Преподобный по-прежнему подвизался в тяжких работах, не оставляя церковной службы и правила келейного. Братство его умножалось, и пример преподобного одушевлял всех любовью к суровым подвигам: иноки трудились вместе со святым наставником над строительством келлий, переписыванием книг, украшением храма. В монастыре был введен общежительный устав, строго соблюдавшийся иноками. Святой подвижник сам обладал даром совета, но по-прежнему иногда ходил за духовными наставлениями к своему другу, преподобному Кириллу Белозерскому, и получал от него великую пользу. В своей обители преподобный Ферапонт был духовным отцом для всех: к нему в келлию приходили за советами в смущениях духовных, по его мыслям располагалось всё в обители. Никто не смел держать в келлии что-нибудь, кроме икон, святых назидательных книг и орудий простого рукоделия. В храме и на  трапезе царила глубокая тишина.


Известность о подвигах угодника Божия распространилась далеко за пределы Белозерского края. В начале XV столетия земли, на которых располагались Кириллов и Ферапонтов монастыри, входили в удел Можайского князя Андрея Димитриевича (1363—1432), сына великого князя благоверного Димитрия Иоанновича Донского (1350—1389). Князь Андрей давно желал построить общежительную обитель близ Можайска, но не мог найти святого старца, который был бы на это способен.


В 1408 году князь, узнав о высокой духовной жизни белозерского подвижника от побывавшего в Ферапонтовой обители своего наместника, пригласил старца для беседы.
Ферапонт не знал, зачем его вызывали в Можайск, от путешествия отказывался, считая, что старцу неуместно идти "в мир, на смех людям", но по настоянию князя отправился в путь. Князь встретил его с большими почестями и обратился с просьбой - дать жизнь новому монастырю. На первый раз преподобный отвечал только слезами, долго отказывался, но по размышлении и молитве, смирился и остался, глубоко тоскуя об оставленной им обители в Белозерье. Так он в третий раз начал все заново.


При богатых средствах князя недалеко от Можайска, в местечке Лужки, на правом холмистом берегу Москвы-реки, преподобный скоро основал второй монастырь с главным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Белозерской обители. Боголюбивый князь, глубоко почитавший святого за истинное смирение, оказывал щедрую помощь не только новоустроенному монастырю, но не оставлял своими милостынями и прежние его обители. Желая возвысить свой монастырь, князь Андрей Димитриевич исходатайствовал его настоятелю сан игумена, а затем архимандрита. Так, по благословению святителя Фотия, митрополита Московского, преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита.


В новой обители святой старец прожил 18 лет и преставился в глубокой старости 27 мая (9 июня) 1426 года.


Тело преподобного Ферапонта было погребено в Лужецкой обители у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Позже на месте погребения был построен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, переименованный в 1720 году во имя преподобного Ферапонта.


Почитание его началось вскоре после преставления. В 1502 году вновь отстроенный Богородице-Рождественский собор Ферапонтова монастыря был расписан знаменитым иконописцем Дионисием с сыновьями Владимиром и Феодосием. На южной стене собора над захоронением преподобного Мартиниана уже тогда была изображена фреска с припадающими к престолу Богородицы Ферапонтом и Мартинианом - заступников и молитвенников за обитель.


В 1514 году были обретены нетленные мощи святого Ферапонта, прославленные многочисленными чудотворениями. Канонизация преподобного Ферапонта состоялась после Московского Собора 1547 года, на одном из соборов между 1549 и 1551 годами, когда игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию житие и свидетельство святости угодника Божия.


Мощи святого впоследствии почивали под спудом в соборной церкви Лужецкого монастыря. В 1812 году наполеоновские войска учинили в нем разгром, пожар и осквернение. Тогда исчезла серебряная рака над захоронением Ферапонта, пропало и житие его, однако сами мощи не были тронуты, так как они находились под спудом. В конце XIX века житие святого было вновь составлено по рукописным сказаниям в архиве Лужецкого монастыря, собранным его настоятелем архимандритом Дионисием.


Имя святого Ферапонта закрепилось не только в названии основанных им монастырей, но также в бывшей подмонастырской слободе, которая стала селом Ферапонтовым, и в части Бородаевского озера, которая прилегает к монастырю и называется Ферапонтовским, или Монастырским озером. В честь преподобного освящена одна из надвратных церквей Ферапонтова монастыря. Среди икон, изображающих святого Ферапонта, самой древней является сохранившийся храмовый образ из надвратной церкви.

Войдите или

  • Регистрация
  • для комментирования и добавления фото


    

    Успешно